УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА НА 2013 ГОД

Print Friendly, PDF & Email

Об учетной политике на 2014 год читайте здесь:>>>

 Основные важные моменты

На дворе последние дни уходящего 2012 года.

Вовсю ведутся приготовления к праздничному новогоднему застолью. Прекрасная половина человечества решает две извечных праздничных проблемы: «Что приготовить?» и «Что надеть?». Сильная половина озабочена выбором горячительных напитков и подарков для родных и близких.

Но суровые бухгалтерские будни призывают бухгалтерскую касту доделать все предновогодние дела именно в последние дни.

button

Именно поэтому мы напоминаем:

Изменения в учетную политику на следующий год должны быть утверждены приказом руководителя организации до 1 января 2013 г.

Попробуем «коротенько» разобраться с основными изменениями Учетной политики образца 2013 года.

Изменения для всех:

Первичные документы

Как мы уже говорили ранее, с 2013 г. организации будут вправе разработать собственные формы первичных документов.

Вопрос лишь в том, насколько вам это нужно? Выбор остается за вами, но не забудьте пожалуйста его закрепить в Положении об учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Вы можете полностью или частично применять унифицированные бланки первичных учетных документов.

Отметим, что такие первичные документы, как

  • платежное поручение (оно приведено в Положении о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденном Банком России 19.06.2012 N 383-П);
  • приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (они утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» и применяются в соответствии с Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России 12.10.2011 N 373-П).

как применялись, так и будут применяться в 2013 г. по унифицированной форме.

Внутренний контроль

Ст.19 нового Закона о бухучете говорит о том, что организация должна организовать внутренний контроль, причем не только за ведением бухучета и составлением отчетности, но и за самими фактами хозяйственной жизни.

Надо ли об этом писать в Приказе об учетной политике?

На самом деле здесь все довольно просто: во всех организациях внутренний контроль и до нового Закона был, есть и будет.

Законодатель просто решил нам напомнить о том, что у  каждого экономического субъекта есть обязанность по принятию ряда мер, предотвращающих расхищение имущества. Ранее этот термин применялся только аудиторами, когда они давали оценку локальным нормативным актам (должностным инструкциям, трудовым договорам, Положениями о подразделениях и проч.), имеющимся у организаций.

Каким именно должен быть внутренний контроль, какими документами он регламентируется – об этом законодатель умалчивает. Главное, чтобы он был и обеспечивал достоверность фактов хозяйственной жизни и бухгалтерской (финансовой) отчетности.

По мнению автора достаточно в Приказе об учетной политике:

  • утвердить формы первичных учетных документов;
  • утвердить формы регистров бухгалтерского учета.
  • прописать порядок инвентаризации, когда она проводится исключительно по решению руководства.

Учетная политика для «новичков»

Во-первых, необходимо здесь отметить, что учетная политика – очень важный и нужный документ, который в первую очередь нужен самой организации.

Главный бухгалтер в этом документе (приложениях к нему) может прописать все самые сложные моменты  и решить многие проблемы.

Так, например, часто в организациях сложно собрать у сотрудников первичные документы. Прописав график документооборота, главный бухгалтер, после утверждения его приказом руководителя, имеет веский аргумент для нерадивых сослуживцев.

Расскажем об основных принципах  составления и требованиях  к Приказу об учетной политике, который недаром иногда называют Конституцией предприятия.

ПБУ 1/2008

Самый главный нормативный документ об учетной политке — ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ» (ПБУ 1/2008).

В нем перечислены основные составляющие Приказа:

  • рабочий план счетов бухучета. Проще всего сделать из вашей бухгалтерской программы распечатку применяемых вами счетов бухучета с расшифровкой субсчетов к ним. Можете назвать эту распечатку «Приложение N 1 к учетной политике» и предусмотреть в ней строки для утверждения документа руководителем «Утверждаю _______________ (Ф.И.О., дата, подпись)»;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также внутренней бухгалтерской отчетности. Это тоже может быть отдельное приложение к учетной политике. Также удобно использовать формы, предлагаемые в бухгалтерской программе;
  • порядок и сроки проведения добровольной инвентаризации активов и обязательств. Если вы не планируете проводить инвентаризации по собственной инициативе, можете ничего в учетной политике не фиксировать. Не нужно ничего писать про обязательные инвентаризации (проводимые в случаях, перечисленных в нормативных актах по бухучету, — перед сдачей годовой отчетности, при смене материально-ответственных лиц и т.д.);
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации. Их можно вынести в отдельное приложение.

Применять – не применять

Вы можете отказаться от применения некоторых ПБУ (Правил Бухгалтерского учета, и прописать это в Положении, если ваше предприятие – малое , т.е.

  • средняя численность работников за 2 предшествующих года не превышала 100 человек за каждый год;
  • выручка за 2 предшествующих года не превышала 400 млн руб. (без НДС) за каждый год;
  • не более четверти уставного капитала (в совокупности) принадлежит организациям, не являющимся малыми предприятиями, государству, муниципалитетам и иностранным участникам.

Вот эти ПБУ:

  • ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;
  • ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;
  • ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»;
  • ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»;
  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».
  • ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» могут не применять организации, которые не публикуют свою отчетность, — в эту группу организаций попадают многие небольшие фирмы.

«Малыши» имеют еще ряд бухгалтерских послаблений. Им можно:

  • не переоценивать финансовые вложения (например, купленные акции, векселя, выданные займы)
  • не отражать обесценение финансовых вложений и не создавать резерв под это в случаях, когда посчитать величину обесценения трудно. Хотя ПБУ 19/02 не дает такой возможности, так разрешает делать Минфин[1] ;
  • не переоценивать основные средства (правда, этого могут не делать и более крупные организации) ;
  • если ваша организация не является эмитентом публично размещаемых ценных бумаг, можно признавать все расходы по займам прочими расходами;
  • малые предприятия (не эмитирующие публично размещаемые ценные бумаги) могут принять решение об использовании кассового метода учета доходов и расходов

Однако если «упрощенцы» собираются применять кассовый метод учета, по аналогии со своим налоговым  учетом им надо учесть некоторые особенности. Так, например, по правилам бухгалтерского учета, стоимость материалов надо списать на затраты в момент отпуска на производство, а не по факту оплаты, как в налоговом «упрощенном» учете. Полного сближения с налоговым учетом все равно не будет, а кассовый метод не совсем хорош для бухгалтерского учета.

Применять, но как?

Отложив неприменяемые ПБУ, необходимо ознакомиться с применяемыми. В них как раз и даны варианты способов и методов учета, которые будут закреплены в учетной политике.

К примеру, основные средства и/или сырье и материалы есть практически у всех организаций. Поэтому нужно заглянуть в ПБУ 6/01 и ПБУ 5/01, выбрать и закрепить в учетной политике:

  • лимит для отнесения имущества к материально-производственным запасам (он может быть не более 40 000 руб.);
  • способ амортизации основных средств;
  • применение специальных коэффициентов к норме амортизации (при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка);
  • способы оценки (по средней, ФИФО, по стоимости единицы) при списании сырья и материалов;
  • способы отражения скидок при покупке товаров, работ, услуг;
  • правила для списания транспортно-заготовительных расходов.

Если каких-то операций или объектов учета у вас нет и не предвидится, вы можете ничего не писать про них в учетной политике. Когда они у вас появятся, тогда и дополните учетную политику.

Последний штрих

Посмотрим, не забыли ли мы чего. Так, например:

  • особенности формирования резерва по сомнительным долгам (его надо создавать обязательно, если есть сомнительные долги);
  • критерий существенности для исправления ошибок, обнаруженных в бухучете. Ведь порядок исправления существенных и несущественных ошибок разный;
  • если вы применяете ПБУ 8/2010, нужно установить правила формирования основных оценочных значений, к примеру, резерва на оплату отпусков работникам.

Утверждаем

Учетную политику должен утвердить руководитель организации. И назовем ее просто «Учетная политика для целей бухгалтерского учета». Без указания года. Ведь нам теперь ее надо применять последовательно из года в год. Если возникнет такая необходимость – будем вносить в нее изменения и дополнения.

Изменения и дополнения учетной политики

Если вы самостоятельно решили изменить с нового года способ учета, вам надо учесть некоторые важные аспекты:

Во-первых, вам надо доказать, что новый способ дает более достоверные результаты. Допустим, вы решили списывать товары или материалы по способу ФИФО вместо средней себестоимости.  Такой выбор может быть обусловлен резкими скачками цен, в этом случае такой  способ дает более достоверные результаты, чем применявшийся ранее.

В этом случае в бухгалтерской отчетности за 2012 г. ничего менять не нужно. Но потом, возможно, придется пересчитать отчетные данные за этот и предыдущие годы, как если бы новый способ применялся с самого начала.

Такой ретроспективный пересчет показателей прошлых отчетных периодов нужно делать, если одновременно выполняются два условия:

  • последствия таких изменений могут оказать существенное влияние на финансовое положение организации (то есть на ее активы, обязательства и финансовые результаты), результаты ее деятельности и/или движение денежных средств;
  • можно дать надежную денежную оценку таких последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному.

 

Учитывая сложность ретроспективного пересчета, предпочтительно его не делать. В пояснительной записке к отчетности надо просто указать, что изменение применяемого способа учета не оказывает существенного влияния на финансовые показатели организации и/или не может без существенных трудозатрат быть «произведено с достаточной надежностью».

Налоговая учетная политика

Никаких кардинальных налоговых поправок, из-за которых нужно было бы вносить изменения в налоговую учетную политику, пока не предвидится.

Если же вы решили по собственной инициативе поменять что-либо в налоговой политике, то обратите внимание вот на что. Есть ограничения по изменению некоторых принципов учета, к примеру:

  • порядок распределения прямых расходов для целей налогообложения можно менять не чаще чем раз в 2 года;
  • переходить с нелинейного метода начисления амортизации на линейный можно не чаще одного раза в 5 лет.

В налоговом учете ретроспективные пересчеты не предусмотрены

И, конечно, следите за появлением новых ПБУ, которые обещал утвердить Минфин (по аренде, о выплате вознаграждений работникам и другие).

Когда их утвердят, возможно, понадобится внести в бухгалтерскую учетную политику изменения уже в середине года.



[1] п.10 Информации Минфина РФ N ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства»

Вы можете СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО шаблон Приказа об учетной политике для целей бухгалтерского учета и налогообложения, нажав на кнопку ниже:

blue-free-instant-access-arrow

button

 

Join the Forum discussion on this post

Join the Forum discussion on this post

P.S. Как вам статья? Советую получать свежие статьи на e-mail , чтобы не пропустить информацию о новых бесплатных видео уроках и конкурсах блога! 

comments powered by HyperComments
  • Андрей

    Всем привет! Предгагаю приобрести книги , журналы и бераторы по бухгалтерии в интернет магазине http://buhgalteriashop.com