Обзор изменений , внесенных в Налоговый кодекс РФ и вступивших в силу с 01.01.2014

Print Friendly, PDF & Email

Обзор изменений , внесенных в Налоговый кодекс РФ и вступивших в силу с 01.01.2014

1. Досудебный порядок обжалования всех ненормативных актов в налоговой сфере стал обязателен

С 1 января 2014 г. применяется обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц (п. 2 ст. 138 НК РФ, п. 3 ст. 3 Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ). Из указанного порядка обжалования установлено два исключения. Во-первых, ненормативные акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб, в том числе апелляционных, могут быть обжалованы как в вышестоящем органе, так и в суде (абз. 3 п. 2 ст. 138 НК РФ). Во-вторых, ненормативные акты ФНС России и действия (бездействие) ее должностных лиц могут быть обжалованы только в суде (абз. 4 п. 2 ст. 138 НК РФ). Данные изменения были внесены в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 02.07.2013 N 153-ФЗ еще 3 августа 2013 г. До 1 января 2014 г. норма об обязательном досудебном порядке обжалования действовала только в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, принятых на основании ст. 101 НК РФ (п. 3ст. 3 Федерального закона от 02.07.2013 N 153-ФЗ).

Следует отметить, что в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 138 НК РФ досудебный порядок считается соблюденным налогоплательщиком и в том случае, если указанное лицо обращается в суд, оспаривая ненормативный акт (действия или бездействие должностных лиц), в отношении которого не было принято решение по жалобе (апелляционной жалобе) в установленный срок.

2. Новые основания истребования пояснений у налогоплательщика при проведении камеральной проверки.

1 января 2014 г. в Налоговом кодексе РФ появились новые основания для истребования у налогоплательщика пояснений при проведении камеральной проверки. Соответствующие изменения были внесены в ст.88 НК РФ. Согласно ранее действовавшей редакции п. 3 ст. 88 НК РФ налоговый орган, проводящий камеральную проверку декларации, истребовал у налогоплательщика пояснения в следующих случаях:

-выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете);

-выявлены противоречия в сведениях, которые содержатся в представленных документах;

-выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, которые имеются у налогового органа и получены им в ходе мероприятий налогового контроля.

С 1 января 2014 г. согласно абз. 2 п. 3 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки уточненной декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога к уплате, налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика представить пояснения, которые обосновывают изменения показателей декларации (расчета). Данные пояснения необходимо представить в течение пяти рабочих дней.

В соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 88 НК РФ налоговому органу в случае камеральной проверки декларации (расчета) с заявленной суммой убытка предоставлена возможность потребовать у налогоплательщика пояснения, в которых следует обосновать его размер.

Вместе с пояснениями налогоплательщик вправе также дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета, иные документы, которые подтверждают достоверность данных, внесенных в декларацию (расчет). Соответствующие уточнения внесены в п. 4 ст. 88 НК РФ.

В случае, если уточненная декларация (расчет) с уменьшенной суммой налога к уплате будет представлена по истечении двух лет со дня, установленного для подачи соответствующей декларации (расчета), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика:

-первичные и иные документы, подтверждающие изменение показателей декларации (расчета);

-аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменения.

Данное правило действует и применительно к представленной по истечении указанного срока уточненной декларации, в которой увеличена сумма полученного убытка.

Соответствующие правила установлены п. 8.3 ст. 88 НК РФ.

Правила ст. 88 НК РФ с 1 января 2014 г. распространяются и на иных лиц (в частности, организации и предприниматели, применяющие УСН, в случае выставления счетов-фактур с выделенной суммой налога (п. 5 ст. 173, п. 5 ст. 174 НК РФ), которые обязаны представлять налоговые декларации (расчеты) (п. 10 ст. 88 НК РФ).

3. Вступили в силу изменения в НК РФ, касающиеся контролируемых сделок

С 1 января 2014 г.:

1) применяются положения подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ в части признания контролируемыми сделками сделок с плательщиками ЕСХН или ЕНВД (ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ). Напомним, что согласно подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ к сделкам между взаимозависимыми лицами приравнивается совокупность сделок, совершенных через цепочку посредников (при выполнении условий, предусмотренных данным подпунктом);

2) для признания контролируемой сделки между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ, применяется общеустановленный лимит суммы доходов по этим сделкам (суммы цен сделок) — более 1 млрд руб. (подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Таким образом, сделка, совершенная в 2014 г., признается контролируемой в случае превышения доходов данной величины. Уведомление об указанных сделках необходимо будет представить не позднее 20 мая 2015 г. (п. 2 ст. 105.16 НК РФ). В 2014 г. подается уведомление о контролируемых сделках, совершенных в 2013 г. (также не позднее 20 мая). При этом лимит доходов в 2013 г. по названным сделкам составлял 2 млрд руб. (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ);

3) признается контролируемой сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является РФ, если хотя бы одна из сторон является резидентом особой экономической зоны (далее — ОЭЗ). При этом налоговый режим данной ОЭЗ должен предусматривать специальные льготы по налогу на прибыль. Другая сторона сделки не должна быть резидентом такой ОЭЗ. Эти положения установлены подп. 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ. Они применяются с 1 января 2014 г. в соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ. Указанная сделка признается контролируемой, если сумма доходов по ней за соответствующий календарный год превышает 60 млн. руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ);

4) положения ст. ст. 105.15 — 105.17 НК РФ применяются к контролируемым сделкам без учета суммы дохода по ним. Документация о контролируемых сделках,  уведомления о таких сделках, и проверки полноты уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами определяются положениями ст. ст. 105.15, 105.16, 105.17 НК РФ. Согласно ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ положения приведенных статей до 1 января 2014 г. применялись в случаях, когда сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышала определенную величину.

4. Налоговая ответственность при непредставлении документов и информации контрагентом проверяемого лица.

С 1 января 2014 г. урегулирован вопрос о разграничении ответственности по ст. ст. 126 и 129.1 НК РФ, а именно, изменилось содержание п.6 ст.93.1. Норма закона о том, что отказ лица от представления запрашиваемых документов влечет ответственность по ст.129.1 НК РФ утратила силу. Теперь отказ от представления истребуемых документов влечет ответственность по ст.126 НК РФ, а неправомерное несообщение информации контрагентом проверяемого налогоплательщика – по ст.129.1 НК РФ.

С 1 января 2014 г. к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ можно привлекать не только организации, но и физических лиц (в том числе предпринимателей). Указанной нормой установлен в том числе штраф за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике.

5. Изменение субъекта ответственности по ст.119 НК РФ

С 1 января 2014 г. изменилось содержание ст. 119 НК РФ. Круг субъектов, привлекаемых к ответственности по данной статье был расширен: в него входит не только налогоплательщик, но и любое другое лицо, которое по законодательству о налогах и сборах обязано представлять налоговую декларацию.

 6. Изменения порядка приостановления операций по счету налогоплательщика

Изменилось содержание п.12 ст.76 НК РФ. Если ранее ограничение на открытие новых счетов касалось только того банка, в котором были открыты текущие счета налогоплательщика; то теперь это ограничение касается вообще всех банков. Таким образом, в случае, если налоговым органом вынесено решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации, то ни один банк на территории РФ не может открывать новые счета для данного налогоплательщика.

 7. Изменение правил получения имущественного вычета по НДФЛ.

С 1 января 2014 г. в новой редакции изложена ст. 220 НК РФ, регулирующая основания и порядок получения имущественного вычета по НДФЛ.

Изменения коснулись имущественного вычета по расходам на приобретение (строительство) жилья. В частности, с 2014 г. действует положение, согласно которому налогоплательщик, не использовавший при приобретении одного объекта недвижимости всю сумму вычета (в настоящее время — 2 млн руб.), вправе получить остаток в случае покупки (строительства) другого жилья (абз. 2 подп. 1 п. 3 ст. 220 НК РФ).

Новая редакция ст.220 НК РФ не содержит положений о распределении имущественного вычета по расходам на приобретение жилья между совладельцами при покупке недвижимости в общую долевую или общую совместную собственность (абз. 25 подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ в ред., действовавшей до 1 января 2014 г.). Таким образом, каждый из совладельцев вправе получить указанный вычет в пределах 2 млн руб. Если же участник общей долевой или общей совместной собственности не обратился с соответствующим заявлением, он сохраняет право на получение такого вычета по другому объекту недвижимости в полном объеме.

Уточнен перечень документов, которые подтверждают право на получение имущественного вычета по расходам на приобретение жилья и которые подаются вместе с соответствующей декларацией в налоговый орган (подп. 6 п. 3 ст. 220 НК РФ). С 1 января 2014 г. для получения указанного вычета и вычета по расходам на погашение процентов физлицу не нужно подавать заявление.

В п. 6 ст. 220 НК РФ также законодательно установлена возможность родителей (опекунов, попечителей, усыновителей и приемных родителей) получить имущественные вычеты по расходам на покупку жилья и на погашение процентов в отношении объектов недвижимости, приобретенных за счет средств этих физлиц в собственность их несовершеннолетних детей (подопечных).

В абз. 3 п. 8 ст. 220 НК РФ установлено право физлица на получение имущественных вычетов по расходам на покупку жилья и на погашение процентов у нескольких налоговых агентов.

Положения новой редакции ст. 220 НК РФ применяется к правоотношениям, возникшим после 1 января 2014 г. (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 23.07.2013 N 212-ФЗ). Если право на получение имущественного вычета возникло у физлица до указанной даты, то такие правоотношения регулируются нормами Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей до внесения в них изменений, даже если эти отношения не завершены на начало 2014 г. (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 23.07.2013 N 212-ФЗ). В п. 4 ст. 2 Федерального закона от 23.07.2013 N 212-ФЗ указано, что ограничение по размеру имущественного вычета в сумме расходов на погашение процентов не применяется в отношении целевых кредитов (в том числе при рефинансировании), полученных до 1 января 2014 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

P.S. Как вам статья? Советую получать свежие статьи на e-mail , чтобы не пропустить информацию о новых бесплатных видео уроках и конкурсах блога! 

comments powered by HyperComments