Зарплата, НДФЛ, взносы 2016. Всё ли мы учли?

Print Friendly, PDF & Email

9507916027_d146204867_z

Эта статья посвящается, в первую очередь, выпускникам наших курсов — как очных, так и заочных и дистанционных — «Бухгалтер по расчету заработной платы!

Но и все остальные читатели, как VIP- подписчики, так и просто гости могут провести «разбор полётов» по заработной плате, «зарплатным» налогам и взносам на своем предприятии.

Кстати, если Вы еще не стали нашим VIP-подписчиком — милости просим! Мы любим баловать своих подписчиков информационными «вкусняшками».

Dostup_Yellow

Конечно, новая отчетность, как по НДФЛ, так и в ПФ РФ уже сдана. Уже стираются из памяти эти ужасные минуты мучений некоторых коллег по поводу заполнения этой непостижимой для человеческой логики формы 6-НДФЛ.

Но сейчас — мы уже успели отдохнуть на майских праздниках, немного пришли в себя. Именно поэтому — давайте «пробежимся» по новшествам 2016 года.

НДФЛ

С 2016 г. изменились правила исчисления и перечисления НДФЛ налоговыми агентами, появилась новая форма отчетности 6-НДФЛ, увеличились размеры стандартных налоговых вычетов и размер материальной ответственности работодателя за несвоевременную выплату зарплаты.

Кроме того, за последнее время вышло много разъяснений контролирующих органов по вопросам установления и выплаты зарплаты, исчисления НДФЛ.

Исчисление налоговыми агентами НДФЛ по ставке 13%

До 01.01.2016 исчисление НДФЛ налоговыми агентами производилось нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ (она равна 13%), с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику (прежняя редакция п. 3 ст. 226 НК РФ).

То есть ранее до окончания месяца налог по ставке 13% не мог быть исчислен, так как доход до этого момента не считался полученным.

Начиная с указанной даты исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со ст. 223 НК РФ, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, а также к доходам от долевого участия в организации исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику (п. 3 ст. 226 НК РФ, пп. «а» п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ).

Теперь налоговые агенты должны исчислять НДФЛ по ставке 13% по-прежнему нарастающим итогом, но не по итогам каждого месяца, а на дату фактического получения дохода, определенную по правилам ст. 223 НК РФ.

Исключение — доходы, полученные от долевого участия, облагаемые также по ставке 13%, по ним сумму НДФЛ, как и по доходам, облагаемым по другим ставкам, необходимо определять отдельно по каждой такой сумме (а не нарастающим итогом).

Единый срок перечисления в бюджет удержанного НДФЛ

До 01.01.2016 сроки перечисления НДФЛ в бюджет налоговыми агентами были разные — в зависимости от вида дохода и способа его выплаты (в частности, при выплате из кассы за счет средств, полученных в банке, — в день получения средств в банке на выплату дохода, при перечислении на зарплатную карточку (счет) работника — в день перечисления дохода со счета налогового агента в банке на счет налогоплательщика).

А о сроках перечисления в бюджет НДФЛ с больничных и отпускных в гл. 23 НК РФ ничего не говорилось.

Согласно официальной позиции перечислять НДФЛ с суммы дохода в виде оплаты отпуска надо было не позднее дня, в который наличные денежные средства для выплаты дохода фактически получены в банке, а также дня, в который денежные средства перечислены со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках (Письма Минфина России от 10.04.2015 N 03-04-06/20406, от 26.01.2015 N 03-04-06/2187, Постановление Президиума ВАС РФ от 07.02.2012 N 11709/11).

С 01.01.2016 определена специальная дата для перечисления НДФЛ в бюджет при выплате доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков — не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.

А НДФЛ по всем остальным доходам нужно перечислять в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода физическому лицу (п. 6 ст. 226 НК РФ, пп. «г» п. 2 ст. 2, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ).

Таким образом, сейчас уже не нужно перечислять НДФЛ с зарплаты в бюджет, например, именно в день перечисления средств на счет работника в банке, налоговый агент может это сделать на следующий день.

Обратите внимание! По строке 120 разд. 2 «Срок перечисления налога» расчета по форме 6-НДФЛ указывается дата в соответствии с положениями п. 6 ст. 226 и п. 9 ст. 226.1 НК РФ, не позднее которой должна быть перечислена сумма налога на доходы физических лиц (Письмо ФНС России от 20.01.2016 N БС-4-11/546@).

Расчет по форме 6-НДФЛ

С 01.01.2016 в соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев — не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год — не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС России) (п. 1 ст. 80, п. 2 ст. 230 НК РФ, п. 5 ст. 1, пп. «а» п. 3 ст. 2, ч. 1, 3 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ).

Форма расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), Порядок ее заполнения и представления, а также Формат представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-П/450@.

Расчет по форме 6-НДФЛ содержит обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления НДФЛ.

Все налоговые агенты начиная с отчетного периода I квартала 2016 г. обязаны ежеквартально представлять в налоговые органы по месту своего учета расчет по форме 6-НДФЛ.

При этом расчет по форме 6-НДФЛ за первый квартал 2016 г. (с учетом п. 7 ст. 6.1 НК РФ) должен быть представлен в налоговый орган не позднее 4 мая 2016 г. (Письмо ФНС России от 21.12.2015 N БС-4-11/22387@). При этом основания, по которым организации признаются налоговыми агентами, не имеют значения (Письмо Минфина России от 02.11.2015 N 03-04-06/63268).

За несвоевременное представление расчета по форме 6-НДФЛ предусмотрена следующая ответственность:

  • на организацию — в размере 1000 руб. за каждый полный или неполный месяц просрочки (п. 1.2 ст. 126 НК РФ, пп. «б» п. 7 ст. 1, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ);
  • на ее руководителя — в размере от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Кроме того, если расчет 6-НДФЛ не будет сдан в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока его подачи, налоговый орган может заблокировать банковские счета организации (п. 6 ст. 6.1, п. 3.2 ст. 76 НК РФ, п. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ).

При обнаружении налоговым органом в расчете по форме 6-НДФЛ недостоверных сведений на организацию может быть наложен штраф в размере 500 руб. за каждый документ с ошибками (п. 1 ст. 126.1 НК РФ, п. 8 ст. 1, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ).

Расчеты по форме 6-НДФЛ надо представлять в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, если численность физических лиц, получивших от организации доходы в периоде, за который представляется расчет по форме 6-НДФЛ, составляет 25 и более человек (п. 2 ст. 230 НК РФ, Письмо ФНС России от 05.11.2015 N БС-4-11/19263).

Для налогового агента, обязанного представлять расчет по форме 6-НДФЛ в электронной форме, несоблюдение порядка представления расчета (представление расчета на бумажном носителе, а не в электронной форме) влечет привлечение к ответственности по ст. 119.1 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб.

Расчеты по форме 6-НДФЛ по физическим лицам, получившим доходы от обособленного подразделения, нужно представлять в налоговый орган по месту учета обособленного подразделения (п. 2 ст. 230 НК РФ, Письма ФНС России от 30.12.2015 N БС-4-11/23300@, от 28.12.2015 N БС-4-11/23129@). В расчетах нужно указать КПП и ОКТМО соответствующего обособленного подразделения (п. п. 1.10, 2.2 Порядка заполнения расчета, утвержденного Приказом ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@).

Причем расчет по форме 6-НДФЛ заполняется налоговым агентом отдельно по каждому обособленному подразделению независимо от того, что состоят данные обособленные подразделения на учете в одном налоговом органе (Письмо ФНС России от 28.12.2015 N БС-4-11/23129@).

Ведь гл. 23 НК РФ не содержит норм, предоставляющих налоговым агентам возможность самостоятельно выбирать обособленное подразделение, через которое производилось бы перечисление налога и, соответственно, представление расчета по форме 6-НДФЛ.

В соответствии с абз. 5 п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты — организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в том числе в отношении физических лиц, получивших доходы от обособленных подразделений указанных организаций, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика либо в налоговый орган по месту учета такого налогоплательщика по соответствующему обособленному подразделению (отдельно по каждому обособленному подразделению).

Таким образом, с 01.01.2016 организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, имеют право выбора: они могут представлять расчет по форме 6-НДФЛ и перечислять НДФЛ в отношении физических лиц, получивших доходы от их обособленных подразделений, либо в ИФНС по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, либо в ИФНС по месту учета каждого обособленного подразделения.

Предоставленное налоговому агенту, отнесенному к категории крупнейших налогоплательщиков, право выбора порядка представления расчета сумм налога на доходы физических лиц не предусматривает возможности одновременного представления такого расчета в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика и в налоговый орган по месту учета организации по соответствующему обособленному подразделению вне зависимости от того, производятся ли указанные выплаты организацией или ее обособленным подразделением.

То есть организация должна консолидировать данные по всем доходам, выплачиваемым работникам как самой организацией, так и ее обособленным подразделением, и представлять их либо в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, либо в налоговый орган по месту учета такого налогоплательщика по соответствующему обособленному подразделению (Письмо Минфина России от 02.09.2015 N 03-04-06/50652 (п. 1)).

Налоговые агенты могут самостоятельно проверить расчет по форме 6-НДФЛ на наличие в нем ошибок, используя Контрольные соотношения, доведенные Письмом ФНС России от 20.01.2016 N БС-4-11/591@ «О направлении Контрольных соотношений».

Данные Контрольные соотношения заменяют собой ранее направленные Письмом ФНС России от 28.12.2015 N БС-4-11/23081@.

Как заполнить раздел 2 расчета 6-НДФЛ

В разд. 2 приводятся обобщенные показатели только о тех доходах, НДФЛ с которых был удержан и перечислен в бюджет в течение последних трех месяцев периода, за который подается расчет. То есть в разд. 2 не надо показывать суммы доходов нарастающим итогом с начала года (Письма ФНС от 27.04.2016 N БС-4-11/7663 (п. 3), от 24.03.2016 N БС-4-11/5106).

Кроме того, даже если доход получен в течение последних трех месяцев, за которые подается расчет, но срок перечисления НДФЛ с этого дохода еще не наступил, то этот доход в разд. 2 также не отражается. Такой доход и удержанный с него НДФЛ отражаются в разд. 2 расчета 6-НДФЛ за период, в котором налог должен быть перечислен в бюджет (Письма ФНС от 27.04.2016 N БС-4-11/7663 (п. 3), от 18.03.2016 N БС-4-11/4538@).

Например, срок выплаты зарплаты за месяц — 4-е число следующего месяца. Соответственно, зарплата за март выплачивается 4 апреля, НДФЛ с нее должен быть перечислен в бюджет не позднее 5 апреля. В этом случае в расчете 6-НДФЛ за I квартал будут отражены (Письма ФНС от 27.04.2016 N БС-4-11/7663 (п. 3), от 18.03.2016 N БС-4-11/4538@):

  • по строке 020 Разд. 1 — зарплата за январь — март;
  • в разд. 2 — зарплата за январь — февраль. Зарплата за март попадет в разд. 2 расчета 6-НДФЛ уже за полугодие.

Раздел 2 состоит из нескольких блоков строк 100 — 140.
В отдельном блоке вы указываете данные о доходах, по которым (п. п. 4.1, 4.2 Порядка заполнения расчета, Письма ФНС от 24.03.2016 N БС-4-11/5106, от 18.03.2016 N БС-4-11/4538@):

  • НК РФ установлена одна и та же дата фактического получения (строка 100). Например, для зарплаты дата фактического получения всегда последний день месяца (независимо от даты выплаты) (Письмо ФНС от 24.03.2016 N БС-4-11/5106);
  • совпадает дата удержания НДФЛ (строка 110);
  • НК РФ установлен одинаковый срок перечисления НДФЛ. Дата, не позднее которой надо перечислить налог, указывается по строке 120 (Письмо ФНС от 20.01.2016 N БС-4-11/546@).

Общая сумма таких доходов с НДФЛ отражается по строке 130, а общая сумма удержанного с них НДФЛ — по строке 140. При этом ставка, по которой эти доходы облагаются НДФЛ, значения не имеет. То есть в одном блоке строк 100 — 140 раздела 2 могут быть отражены доходы, облагаемые НДФЛ по разным ставкам (п. 1 Письма ФНС от 27.04.2016 N БС-4-11/7663).

Справка 2-НДФЛ

Представление налоговыми агентами расчета по форме 6-НДФЛ освобождает их от подачи справок 2-НДФЛ в налоговый орган.

Все организации должны ежегодно представлять в свою налоговую инспекцию справки по форме 2-НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Форма сведений о доходах физического лица «Справка о доходах физического лица» (форма 2-НДФЛ), Порядок ее заполнения и Формат ее представления в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@. Справка 2-НДФЛ по новой форме должна выдаваться начиная с 08.12.2015.

Справка 2-НДФЛ с признаком «1» представляется по каждому физическому лицу, которому организация выплачивала доходы, кроме тех, кому были выплачены только доходы по договорам купли-продажи имущества и имущественных прав, по договорам, заключенным с физическим лицом как с индивидуальным предпринимателем; а также доходы в виде дивидендов (пп. 1 п. 1 ст. 227, пп. 2 п. 1 ст. 228, п. 2 ст. 230 НК РФ, Письма Минфина России от 07.03.2014 N 03-04-06/10185, ФНС России от 02.02.2015 N БС-4-11/1443@).

Справку 2-НДФЛ с признаком «2» надо представить на тех физических лиц, с доходов которых организация не смогла полностью удержать исчисленный НДФЛ (п. 5 ст. 226 НК РФ,

Порядок заполнения разд. 2 Справки, утвержденный Приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@). По таким физическим лицам необходимо также сдать справку 2-НДФЛ с признаком «1».

Справку 2-НДФЛ с признаком «2» надо сдать не позднее 1 марта года, следующего за годом выплаты дохода, а справку 2-НДФЛ с признаком «1» — не позднее 1 апреля (п. 7 ст. 6.1, п. 5 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ).

Обратите внимание! С 01.01.2016 увеличился срок представления справки 2-НДФЛ с признаком «2»: теперь такие справки налоговые агенты должны подать не позднее 01.03.2016, а до указанной даты этот срок был меньше — не позднее 1 месяца после окончания года, в котором налоговый агент не смог удержать НДФЛ (абз. 1 п. 5 ст. 226 НК РФ, пп. «в» п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ).

Следовательно, налоговый агент обязан сообщить о невозможности удержания НДФЛ за налоговый период 2015 г. не позднее 1 марта 2016 г. (п. 5 ст. 226 НК РФ, Письмо Минфина России от 14.01.2016 N 03-04-06/636).

За несвоевременное представление справок 2-НДФЛ организация и ее должностное лицо могут быть привлечены к ответственности в виде штрафов:

  • на организацию — в размере 200 руб. за каждую справку (п. 1 ст. 126 НК РФ);
  • на ее руководителя — в размере от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

А при обнаружении в справке 2-НДФЛ недостоверных сведений на организацию может быть наложен штраф в размере 500 руб. за каждую справку 2-НДФЛ с ошибками (ст. 126.1 НК РФ, п. 8 ст. 1, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ, Письмо ФНС России от 18.12.2015 N БС-4-11/22203@).

Больше работодателей смогут подать 2-НДФЛ за 2015 г. на бумажном носителе.
С 01.01.2016 при численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 25 человек налоговые агенты могут представлять справки 2-НДФЛ на бумажных носителях (абз. 6 п. 2 ст. 230 НК РФ, пп. «а» п. 3 ст. 2, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ, Письмо ФНС России от 05.11.2015 N БС-4-11/19263).

До указанной даты справки 2-НДФЛ на бумаге могли подавать только налоговые агенты, которые выплачивали в течение года доходы девяти и менее гражданам.
Налоговый агент, обязанный представлять справку 2-НДФЛ в электронной форме, за несоблюдение порядка представления справки 2-НДФЛ (представление ее на бумажном носителе, а не в электронной форме) может быть привлечен к ответственности по ст. 119.1 НК РФ в виде штрафа в размере 200 руб.

Обратите внимание! Налоговая инспекция примет справку 2-НДФЛ, даже если в ней не заполнен ИНН физического лица, конечно, при отсутствии других нарушений.

Пунктом IV «Порядок заполнения разд. 2 «Данные о физическом лице — получателе дохода» Порядка заполнения формы 2-НДФЛ, утвержденного Приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@, установлено, что в поле «ИНН в Российской Федерации» указывается идентификационный номер налогоплательщика — физического лица, подтверждающий постановку данного физического лица на учет в налоговом органе Российской Федерации. При отсутствии у налогоплательщика ИНН данный реквизит не заполняется.

С целью обеспечения полноты формирования и достоверности данных, содержащихся в информационном ресурсе «Сведения о физических лиц», а также исключения приема от налогового агента справок 2-НДФЛ с заведомо недостоверными данными ФНС России установила дополнительные правила форматно-логического контроля за содержанием реквизитов в отношении физического лица — получателя доходов, в том числе проверку на наличие обязательности заполнения поля «ИНН в Российской Федерации» при реквизите «Гражданство (код страны)» — «643».

Результатом данного контроля является формирование Протокола приема сведений о доходах физических лиц с типом сообщения налоговому агенту вида «Предупреждение. Не заполнен ИНН для гражданина России».

При этом сведения о доходах физических лиц (при отсутствии иных нарушений форматно-логического контроля) считаются прошедшими форматно-логический контроль и подлежат приему.

Такие разъяснения даны в Письме ФНС России от 27.01.2016 N БС-4-11/1068@.

Обновленная форма 3-НДФЛ

Форма налоговой декларации (форма 3-НДФЛ), а также Порядок ее заполнения и Формат представления в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 24.12.2014 N ММВ-7-11/671@.

Начиная с отчетности за 2015 г. налоговая декларация представляется по форме 3-НДФЛ с учетом изменений, внесенных Приказом ФНС России от 25.11.2015 N ММВ-7-11/544@ (п. п. 1, 2 Приказа ФНС России от 25.11.2015 N ММВ-7-11/544@, Письмо ФНС России от 09.12.2015 N БС-4-11/21540@).

По обновленной форме 3-НДФЛ граждане и индивидуальные предприниматели в 2016 г. должны представлять в налоговый орган налоговую декларацию о доходах за налоговый период 2015 г. Применяется она с 23.01.2016.

Декларацию по НДФЛ необходимо подать не позднее 30 апреля года, следующего за годом получения дохода. Если 30 апреля приходится на выходной день, то декларацию нужно представить не позднее ближайшего рабочего дня (п. 1 ст. 229, п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Следовательно, подать декларацию по форме 3-НДФЛ за 2015 г. нужно не позднее 4 мая 2016 г.

Коды доходов и кодов вычетов

Приказом ФНС России от 10.09.2015 N ММВ-7-11/387@ утверждены Коды доходов и Коды вычетов, которые должны использоваться во всех формах налоговой отчетности по налогу на доходы физических лиц и в декларации по налогу на прибыль организаций (Приложение N 2 «Сведения о доходах физического лица, выплаченных ему налоговым агентом, от операций с ценными бумагами, операций с финансовыми инструментами срочных сделок, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов»), а также при ведении регистров налогового учета по НДФЛ, которые ведет налоговый агент.

Раньше Коды доходов и Коды вычетов входили в Приказ ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@, утвердивший прежнюю форму справки 2-НДФЛ.

Увеличение размеров стандартных налоговых вычетов

С 01.01.2016 стандартный вычет на ребенка предоставляется до месяца, в котором исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода доход налогоплательщика (за исключением дивидендов, полученных налоговыми резидентами РФ), облагаемый по ставке 13%, предусмотренной п. 1 ст. 224 НК РФ, не превысит 350 000 руб.

Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил установленное ограничение, налоговый вычет не применяется (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, ст. ст. 1, 2 Федерального закона от 23.11.2015 N 317-ФЗ).

До указанной даты размер дохода, при достижении которого (нарастающим итогом с начала года) стандартные налоговые вычеты на ребенка работнику не предоставлялись, составлял 280 000 руб.

Также с 01.01.2016 увеличен размер стандартного налогового вычета на ребенка-инвалида и на учащегося по очной форме, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы. Теперь его величина зависит от того, кто обеспечивает ребенка-инвалида.

Родитель, усыновитель, жена или муж родителя могут получить 12 000 руб., а приемный родитель, опекун, попечитель, жена или муж приемного родителя — 6000 руб.

В результате нововведений теперь стандартный вычет по НДФЛ на каждого ребенка-инвалида родителям и усыновителям увеличен в четыре раза (до 12 000 руб.), а опекунам, попечителям и приемным родителям — в два раза (до 6000 руб.).

Таким образом, родитель, на обеспечении которого находится ребенок-инвалид, с 1 января 2016 г. имеет право на получение стандартного налогового вычета на ребенка в размере 12 000 руб. за каждый месяц налогового периода при условии, что доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, не превысил 350 000 руб.

При этом закрепленный Налоговым кодексом РФ способ определения размера налогового вычета на каждого из детей, в том числе на ребенка-инвалида, не предусматривает их суммирования (Письмо Минфина России от 02.02.2016 N 03-04-05/4977).

Это значит, что суммы стандартного налогового вычета на детей, предоставляемого в зависимости от количества и очередности рождения детей (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ), с суммой вычета на ребенка-инвалида складывать не нужно. То есть налоговый вычет на ребенка-инвалида предоставляется в размере 12 000 руб. (или 6000 руб.) вне зависимости от того, каким по счету он родился.

Социальные налоговые вычеты по расходам на обучение и лечение

С 01.01.2016 социальные налоговые вычеты по расходам на обучение и лечение могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода работодателем (пп. 2 и 3 п. 1, абз. 2 п. 2 ст. 219 НК РФ, ст. 1, ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2015 N 85-ФЗ).

Для этого налогоплательщик должен обратиться к работодателю с письменным заявлением (в произвольной форме) и представить подтверждение права на получение социальных налоговых вычетов (уведомление, выданное налоговым органом). Уведомление налогового органа о подтверждении права налогоплательщика на социальный налоговый вычет по расходам на лечение и обучение представляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 27.10.2015 N ММВ-7-11/473@.

Заполнять налоговую декларацию налогоплательщику в этом случае не придется.

А для получения уведомления налогового органа налогоплательщику нужно подать в налоговую инспекцию по месту жительства документы, подтверждающие право на получение вычета (без подачи налоговой декларации по форме 3-НДФЛ и заявления о возврате налога) вместе с заявлением о подтверждении права на вычет, форма которого рекомендована в Письме ФНС России от 07.12.2015 N ЗН-4-11/21381@. Уведомление выдается налоговым органом в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи в налоговый орган письменного заявления и соответствующих документов (абз. 2 п. 2 ст. 219 НК РФ).

На сумму вычета, указанную в уведомлении, уменьшаются любые полученные в текущем году доходы работника, облагаемые НДФЛ по ставке 13% (кроме дивидендов) (п. 3 ст. 210 НК РФ).

Вычет предоставляется (п. 2 ст. 219 НК РФ):

  • начиная с месяца, в котором работник принес в бухгалтерию работодателя уведомление. Если это произошло в середине года, вычет за месяцы, прошедшие с начала года и до месяца, в котором представлено уведомление, не предоставляется (налог за прошедшие месяцы не пересчитывается);
  • и до окончания года, указанного в уведомлении, или до месяца, в котором вычет будет предоставлен полностью.

Если вычет предоставлен не полностью, а у работника были доходы, облагаемые по ставке 13%, по которым вычет не предоставлялся, то остаток вычета работник может получить через налоговый орган, подав налоговую декларацию 3-НДФЛ за истекший год (п. 2 ст. 219 НК РФ).

До 01.01.2016 социальные налоговые вычеты на лечение и обучение налогоплательщик мог получить, только обратившись в налоговый орган.

Перечисление НДФЛ с зарплаты только один раз в месяц

В соответствии с ч. 6 ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным и (или) трудовым договорами.

Согласно п. 2 ст. 223 НК РФ при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Поэтому перечислять НДФЛ в бюджет с сумм заработной платы нужно при окончательном расчете дохода работника за весь месяц в сроки, установленные п. 6 ст. 226 НК РФ (Письма Минфина России от 10.04.2015 N 03-04-06/20406, от 03.07.2013 N 03-04-05/25494 и ФНС России от 26.05.2014 N БС-4-11/10126@).

Таким образом, несмотря на то, что выплачивать доход в виде оплаты труда работодатель должен не реже двух раз в месяц, но исчислить, удержать у работника и перечислить сумму НДФЛ налоговому агенту следует не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода физическому лицу (п. 2 ст. 223, п. 6 ст. 226 НК РФ).

Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты зарплаты и других выплат

С 01.01.2016 размер материальной ответственности работодателя зависит от значения ключевой ставки Банка России, в связи с чем он возрос.

В соответствии с Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов, одобренными Советом директоров Банка России 10.11.2015, ключевая ставка Банка России — это процентная ставка по основным операциям Банка России по регулированию ликвидности банковского сектора.

Она является индикатором направленности денежно-кредитной политики и устанавливается Советом директоров Банка России на регулярной основе.

Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.

Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

С 01.01.2016 значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату.

С указанной даты Банком России не устанавливается самостоятельное значение ставки рефинансирования.

К отношениям, регулируемым актами Правительства РФ, в которых используется ставка рефинансирования Банка России, с 01.01.2016 вместо указанной ставки применяется ключевая ставка Банка России, если иное не предусмотрено федеральным законом (Постановление Правительства РФ от 08.12.2015 N 1340, Указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У, Информация Банка России от 11.12.2015).

Действующая ключевая ставка Банка России на сегодня — 11,00% годовых, и она установлена с 03.08.2015 (Информация Банка России от 31.07.2015).

Совет директоров Банка России 29.01.2016 принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 11,00% годовых, учитывая, что на фоне новой волны снижения нефтяных цен месячные темпы роста потребительских цен стабилизировались на высоком уровне и повысился риск ускорения инфляции. Ухудшение ситуации на мировых сырьевых рынках потребует дальнейшей адаптации российской экономики. Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 18.03.2016 (Информация Банка России от 29.01.2016).

Для сравнения: размер ставки рефинансирования в течение периода 14.09.2012 — 31.12.2015 составлял 8,25% (Указание Банка России от 13.09.2012 N 2873-У).

На основе значения ключевой ставки Банка России теперь нужно рассчитывать материальную ответственность работодателя за задержку выплаты зарплаты и других выплат, причитающихся работнику.

Поскольку с 01.01.2016 значение ставки рефинансирования приравнено к значению ключевой ставки, размер процента (денежной компенсации), выплачиваемого работодателем, возрос с 0,0275% (8,25/300) до 0,0367% (11,00/300) в день.

Самостоятельная уплата НДФЛ налогоплательщиком

Налогоплательщики — физические лица, получившие в течение года доход, из которого налоговый агент не смог удержать соответствующую сумму НДФЛ, должны уплатить налог самостоятельно в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.

Данное положение применяется к правоотношениям по исчислению и уплате НДФЛ за налоговые периоды начиная с 2016 г. (пп. 4 п. 1, п. 6 ст. 228 НК РФ, п. 3 ст. 1, п. 8 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ).

Такая ситуация может возникнуть при выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме и отсутствии у него денежных выплат.

Согласно ранее действовавшим правилам заплатить НДФЛ физическое лицо должно было не позднее 15 июля года, следующего за годом получения дохода.
То есть перечислить в бюджет НДФЛ, который налоговый агент не смог удержать в 2015 г., нужно по общему правилу не позднее 15 июля 2016 г.

Условие трудового договора о включении НДФЛ в должностной оклад

Некоторые работники компаний удивляются, почему в трудовом договоре, заключенном с ними, указан должностной оклад, например, 40 000 руб., а по итогам месяца работник получает на руки меньшую сумму (оклад за минусом НДФЛ).

При этом в трудовом договоре не оговорено про удержание НДФЛ. В связи с этим у них возникает вопрос: нужно ли в трудовом договоре отдельно указывать сумму НДФЛ, которая будет удержана работодателем — налоговым агентом из зарплаты работника?

Нет необходимости включать в трудовой договор условие о том, что должностной оклад включает в себя сумму НДФЛ, подлежащую удержанию работодателем.

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

Пунктами 1 и 2 ст. 226 НК РФ установлено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ, признаются налоговыми агентами и обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ. Поэтому организация, выплачивающая физическому лицу вознаграждение по трудовому договору, обязана удержать с указанного вознаграждения НДФЛ и перечислить его в соответствующий бюджет в порядке, установленном ст. 226 НК РФ.

Поскольку удержание сумм налога с заработной платы работника производится работодателем — налоговым агентом на основании положений Налогового кодекса РФ, необходимость в изложении указанного порядка налогообложения в трудовом договоре отсутствует (Письмо Минфина России от 01.10.2015 N 03-04-05/56206).

Установление размера зарплаты и ее выплата в валюте

В условиях кризиса, чтобы удержать ценные кадры, работодатели нередко переходят на валютные зарплаты, далекие от МРОТ.

Практика выплаты заработной платы в иностранной валюте распространена в основном в нефтяном и банковском секторе, кроме того, зарплату в евро и долларах может получать большинство топ-менеджеров в других отраслях.
В таких случаях трудовые договоры с работниками содержат валютные оговорки — условие о том, что заработная плата:

  • или устанавливается и выплачивается в иностранной валюте (например, в евро или долларах США);
  • или устанавливается в валюте зарубежных стран при условии выплаты работникам рублевого эквивалента по курсу Банка России, ММВБ и т.п. на день выплаты.

Особенно это нарушение касается филиалов и представительств иностранных компаний.

К числу условий, обязательных для включения в трудовой договор, относятся условия оплаты труда (абз. 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Указанная норма предусматривает, что в трудовом договоре должны быть указаны «в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты».

В Трудовом кодексе РФ нет прямого запрета на установление в трудовом договоре зарплаты в иностранной валюте.

Однако ее выплата (в том числе иностранным гражданам — работникам организации) должна производиться только в валюте РФ — рублях (ч. 5 ст. 11, ч. 1 ст. 131 ТК РФ, Письма Роструда от 20.11.2015 N 2631-6-1, от 24.06.2009 N 1810-6-1, от 11.03.2009 N 1145-ТЗ, от 31.10.2008 N 5919-ТЗ, от 28.07.2008 N 1729-6-0, от 10.10.2006 N 1688-6-1).

То есть выплата заработной платы на территории России в иностранной валюте и условных единицах действующим трудовым законодательством не предусмотрена.

В связи с этим в трудовых договорах с работниками заработная плата также должна быть установлена в рублях.

Установление в трудовых договорах заработной платы в рублевом эквиваленте суммы в иностранной валюте или в условных единицах не в полной мере будет соответствовать трудовому законодательству и в определенных условиях ущемлять права работников (ч. 5 ст. 11, ч. 1 ст. 131 ТК РФ, Письма Роструда от 20.11.2015 N 2631-6-1, от 24.06.2009 N 1810-6-1, от 11.03.2009 N 1145-ТЗ, от 31.10.2008 N 5919-ТЗ, от 28.07.2008 N 1729-6-0, от 10.10.2006 N 1688-6-1).

Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами (ст. 419 ТК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено ч. 2 и 3 ст. 5.27 КоАП РФ и ст. 5.27.1 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 5000 руб.; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. (Письмо Роструда от 20.11.2015 N 2631-6-1).

По мнению Роструда, наличие валютной оговорки в трудовых договорах не в полной мере соответствуют трудовому законодательству и в определенных обстоятельствах (колебания курсов валют) могут ущемлять права работников.

Например, если из-за падения курса валюты, указанной в договоре с работником, его фактическая зарплата окажется меньше минимального размера оплаты труда.

Отметим спорность позиции Роструда в современной экономической ситуации, когда речь совсем не идет о снижении курса иностранной валюты, автоматически влекущее снижение зарплаты у работника. Наоборот, в условиях значительного и устойчивого роста курса иностранной валюты наличие валютной оговорки в трудовом договоре могло бы не ущемить, а защитить права работников.

В то же время штатное расписание с должностными окладами работников организации обязаны утверждать в рублях, а не в иностранной валюте.

И получается, чтобы избежать штрафов, штатное расписание придется изменять каждый месяц.

При этом, если курс рубля по отношению к иностранной валюте вырос, зарплата должна понижаться. И здесь будет нарушение прав работника, который согласия на понижение зарплаты не давал.

Поэтому безопаснее исключить из трудовых договоров любые валютные оговорки.

Установление оплаты труда работникам бухгалтерии

Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждены 9 уровней квалификации, применяемых в профессиональных стандартах.

В профстандартах наиболее простые работы отнесены к уровню квалификации «1», по мере увеличения сложности труда (повышения необходимого уровня квалификации работника для выполнения работ) работы, предусмотренные профессиональным стандартом, относятся к более высоким уровням квалификации (пп. «а» п. 10 проекта методических рекомендаций Минтруда России по применению профессиональных стандартов).

Профессиональный стандарт «Бухгалтер», утвержденный Приказом Минтруда России от 22.12.2014 N 1061н, введенный в действие с 07.02.2015, требует соответствия работника двум уровням квалификации — 5-му и 6-му.

Установление должностных окладов работников бухгалтерии нужно производить, ориентируясь на работы, отнесенные к более высокому уровню квалификации.

При этом дифференциация размеров должностных окладов в пределах одного уровня квалификации может производиться с учетом объема работ разной сложности (пп. «б», «в» п. 10 проекта методических рекомендаций Минтруда России по применению профессиональных стандартов).

Напомним, что с 01.07.2016 требования Профстандарта «Бухгалтер» к квалификации, необходимой главному бухгалтеру (бухгалтеру) для выполнения определенной трудовой функции, обязательны для применения работодателями, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации бухгалтера (ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, п. 3 ст. 1, ст. 5 Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ). В частности, ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлен ряд требований к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возложено ведение бухучета в ОАО (ПАО — с 01.09.2014, ст. 66.3 ГК РФ, Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ) (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и НПФ, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов.

Более подробно о профстандартах узнайте здесь>>>

Включение районных коэффициентов в оклад

На практике нередко в трудовой договор записывается условие о том, что «районный коэффициент входит в оклад» или «оклад выплачивается с учетом районного коэффициента».

В таких случаях можно говорить, что фактически районный коэффициент не начислялся.

Соответственно, инспектор ГИТ выдаст предписание о необходимости привести начисление районного коэффициента в соответствие с требованиями законодательства.

«Оклад с учетом районного коэффициента» не может делиться на «собственно оклад» и «районный коэффициент». Ведь, как следует из ч. 4 ст. 129 ТК РФ, должностной оклад — это фиксированный размер оплаты труда за исполнение работником трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Это означает, что в районах, где начисляется районный коэффициент, необходимо в условии об оплате труда трудового договора также прописать размер районного коэффициента. В частности, для ряда регионов районный коэффициент к зарплате установлен Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 N 403/20-155. Это Постановление до настоящего времени не отменено, поэтому подлежит применению в части, не противоречащей ТК РФ (ст. 423 ТК РФ). Например, в городах Курганской, Оренбургской, Пермской, Свердловской и Челябинской областей, Башкирии и Удмуртии к зарплате работников начисляется районный коэффициент в размере 1,15. Причем, как указано в п. 4 этого Постановления, районный коэффициент применяется к месячному заработку (а не к окладу) без учета вознаграждения за выслугу лет и персональных надбавок.

Предписание инспектором ГИТ будет также выдано и в том случае, когда условие о выплате районного коэффициента в трудовом договоре вообще отсутствует, и из документов по начислению зарплаты видно, что районный коэффициент не начислялся.

Причем доводы работодателя о неначислении районного коэффициента («сейчас районный коэффициент начисляется по желанию работодателя» или «районный коэффициент начисляется только государственными предприятиями, а у меня свой бизнес») не принимаются, потому что законодательство не разграничивает обязанность по начислению районного коэффициента между государственными предприятиями и коммерческим компаниями. Требование предъявляется одно ко всем. И его надо выполнять.

Таким образом, если в трудовых договорах отсутствует условие о выплате районного коэффициента и фактически он не начисляется или начисляется неверно, рекомендуем оформить дополнительные соглашения к трудовым договорам и производить необходимые выплаты. Важно помнить: если какая-либо доплата, которая должна выплачиваться работнику в соответствии с законодательством, не указана в трудовом договоре, это не значит, что работодатель может ее игнорировать.

Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. При этом размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ (ст. 316 ТК РФ).

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов РФ, государственных учреждений субъектов РФ, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

В Обзоре Верховного Суда РФ практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденном Президиумом ВС РФ 26.02.2014, изложена позиция, согласно которой по общему правилу труд работника используется по месту работы.

Труд отдельных работников организуется вне места нахождения работодателя, его представительства, филиала, иного обособленного структурного подразделения. Если в таких случаях выполнение работником трудовой функции осуществляется в районе Крайнего Севера или местности, приравненной к районам Крайнего Севера, то суды, принимая во внимание фактическое место работы работника, приходят к правильному выводу о начислении к его заработной плате соответствующего коэффициента и процентной надбавки.

Таким образом, районный коэффициент и процентная надбавка начисляются к заработной плате работника в зависимости от места выполнения им трудовой функции, а не от места нахождения работодателя, в штате которого состоит работник (Письмо Роструда от 15.01.2016 N ТЗ/23333-6-1).

Направление расчетного листка по электронной почте

При выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника (ч. 1 ст. 136 ТК РФ):

  • о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период;
  • о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику;
  • о размерах и об основаниях произведенных удержаний;
  • об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Выдавать расчетный листок нужно при любом способе выдачи заработной платы: и через кассу, и путем перечисления на банковские карты.

Форма расчетного листка утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов (ч. 2 ст. 136 ТК РФ, Письмо Роструда от 18.03.2010 N 739-6-1).

Форму расчетного листка и порядок его выдачи (в т.ч. при перечислении зарплаты на банковские карты работников) работодатель должен утвердить (Письмо Роструда от 18.03.2010 N 739-6-1, п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н):

  • либо в локальном нормативном акте;
  • либо в качестве одного из приложений к бухгалтерской учетной политике организации;
  • либо в отдельном приказе.

В любом из этих документов целесообразно утвердить форму расчетного листка, назначить работника, ответственного за такое извещение сотрудников, указать способы выдачи расчетных листков (одновременно с получением зарплаты через кассу, путем прихода сотрудников в бухгалтерию, путем направления по электронным каналам связи и т.п.), а также и дни, в которые должно производиться извещение (накануне выдачи зарплаты, день в день), и др.

Многие версии компьютерных программ «Зарплата и управление персоналом» содержат настройки, позволяющие сформировать расчетные листки сотрудников организаций за произвольный период времени и отправить их на адреса электронной почты сотрудников и/или руководителей.

Если работодатель принял решение об информировании работников о составных частях заработной платы путем направления расчетных листков по электронным каналам связи на e-mail сотрудников, то он может использовать его только как дополнительный способ извещения.

Несмотря на то что развитие информационных технологий дает все основания для применения различных способов доведения информации до работников, положения Трудового кодекса РФ пока еще разрешают направлять расчетный листок по электронной почте только дистанционным работникам (ч. 5 ст. 312.1 ТК РФ).

Для остальных работников обязателен письменный документ, причем если работник работает вне головного офиса, то о получении им расчетного листка обязан позаботиться работодатель.

Кроме того, на форме расчетного листка нужно сделать пометку (ст. 372 ТК РФ):

  • либо «Мнение представительного органа учтено, протокол от «__» 201_ г. N __»;
  • либо «На момент утверждения типовой формы расчетного листка представительный орган работников организации не создан».

Такие требования в оформлении расчетного листка придадут утвержденной форме расчетного листка силу локального нормативного акта.

А это, в свою очередь, служит дополнительной гарантией прав работников.

Кстати, на практике многие организации выдают расчетные листки только по требованию работника.

Это не является нарушением. Ведь Трудовой кодекс РФ не уточняет, каким именно способом нужно вручать расчетный листок каждому работнику.

Поэтому организация вправе самостоятельно определить этот порядок. Применение в организации формы расчетного листка, не утвержденной работодателем, является нарушением трудового законодательства и влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ (Постановление Верховного Суда РФ от 23.12.2010 N 75-АД10-3).

Несмотря на то что работодатель должен выплачивать зарплату не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором (ч. 6 ст. 136 ТК РФ), расчетный листок достаточно выдавать работнику один раз в месяц (при начислении и выплате второй части зарплаты), когда окончательно сформируются общие суммы, подлежащие выплате и удержанию (Письмо Роструда от 24.12.2007 N 5277-6-1 (п. 3)).

Во избежание трудовых споров рекомендуем еще (помимо установления формы и порядка выдачи расчетных листков):

  • оформить дополнительные соглашения к трудовым договорам с работниками, указав в них, например, такое условие:
    «Расчетные листки формируются при окончательном расчете за месяц из компьютерной программы 1С «Зарплата и управление персоналом 8.2. Версия 3″. Расчетные листки формируются и находятся в бухгалтерии Работодателя, и Работник вправе прийти и получить их там непосредственно с момента расчета и выплаты ему заработной платы за соответствующий месяц».

Налоговые риски работодателя — критерий N 5

Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее — Концепция), в которой закреплена структура отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, а также сформулированы критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Одним из критериев оценки риска (критерий N 5) является выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ (п. 5 разд. 4 Концепции, п. 5 Приложения N 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@)

Формирование официальной статистической информации о среднемесячной начисленной заработной плате работников организаций осуществляется на основе федерального статистического наблюдения по формам N N П-4 (месячная) «Сведения о численности и заработной плате работников» (представляют юридические лица, кроме субъектов малого предпринимательства), 1-Т (годовая) «Сведения о численности и заработной плате работников» (представляют юридические лица, кроме субъектов малого предпринимательства, не предоставляющие форму N П-4), ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» (предоставляют юридические лица, являющиеся малыми предприятиями (кроме микропредприятий)).

Это следует из Приказов Росстата от 28.10.2013 N 428, от 03.12.2015 N 613, от 24.09.2014 N 580, от 15.07.2015 N 320.

Для целей статистики средняя заработная плата в целом по организации является расчетным показателем и исчисляется в среднем на одного работника или на единицу отработанного ими времени.

Она исчисляется отдельно по каждой категории работников: среднесписочной численности работников; средней численности внешних совместителей; средней численности работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

Средняя заработная плата в организации рассчитывается делением фонда начисленной заработной платы соответствующей категории работников на среднюю численность той же категории работников (среднемесячная заработная плата) или на количество отработанных ими человеко-часов (среднечасовая заработная плата) за определенные периоды времени (период с начала года, год). При определении среднемесячной заработной платы на одного работника с начала года за год необходимо полученное число разделить на количество месяцев в периоде (п. 89 Порядка заполнения показателей унифицированных форм федерального статистического наблюдения, утвержденного Приказом Росстата от 28.10.2013 N 428). Статистической отчетностью обычно занимается бухгалтерия организации.

Показатель среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций является относительным и на его основе органы Росстата рассчитывают также относительный показатель среднего уровня заработной платы при выборе видов экономической деятельности по ОКВЭД.

Понятие «средний уровень заработной платы по видам экономической деятельности» используется только для целей статистики, в том числе в странах — членах Евразийского экономического союза: России, Республиках Беларусь и Казахстан, Кыргызской Республике (Приказы Росстата от 12.03.2014 N 171, от 26.06.2013 N 234, Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02.12.2014 N 224). Ни в трудовом, ни в налоговом законодательстве нет такого понятия.

В настоящее время нет ни одного нормативного правового акта, который бы устанавливал обязанность для работодателя при определении размера зарплаты руководствоваться среднемесячной заработной платой на одного работника по виду экономической деятельности.

Взаимоотношения между работником и работодателем, в частности по оплате труда, регулирует Трудовой кодекс РФ, межрегиональные (региональные), отраслевые (межотраслевые), территориальные и иные соглашения, коллективные договоры, локальные нормативные акты работодателя и трудовой договор. Размер зарплаты устанавливается работнику трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, а также с учетом федерального МРОТ и МРОТ по субъекту РФ (абз. 7 ст. 2, ч. 3 ст. 133, ч. 11 ст. 133.1, ст. 135 ТК РФ).

Размер заработной платы конкретного работника зависит от его профессиональных качеств, таких как квалификация, а также от сложности труда, количества и качества выполненной работы.

Поэтому обобщение налоговыми органами заработной платы по отрасли (по виду экономической деятельности) некорректно, так как нет одинаковых работников, все они в большей или в меньшей степени отличаются друг от друга уровнем профессиональных знаний, умений и квалификацией.

Тем не менее в целях уклонения от налогообложения при выплате зарплаты ниже среднерыночного уровня работодатель может попасть под пристальное внимание налоговых органов, которые сравнят среднемесячную зарплату по каждому работнику компании со среднестатистическими отраслевыми данными по зарплатам в регионе.

Ведь низкий уровень зарплат может свидетельствовать об уклонении от уплаты НДФЛ, страховых взносов и (или) о выплате части зарплаты в конвертах.

Обратите внимание! Задачей налоговых органов является не повышение заработной платы работникам организаций, а вывод из тени неофициальной зарплаты с целью полноты перечисления в бюджет НДФЛ, а в будущем — и страховых взносов (Указ Президента РФ от 15.01.2016 N 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования»).

При выборе объектов для проведения выездных налоговых проверок налоговый орган учитывает также информацию, поступающую в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов, о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы (в конвертах), неоформлении (оформлении с нарушением установленного порядка) трудовых отношений и иную аналогичную информацию (п. 5 Приложения N 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).

Надо сказать, что только факт выплаты зарплаты ниже средней по виду деятельности в регионе не обязательно приведет к назначению выездной налоговой проверки.

Да и сам факт занижения работодателем зарплаты еще надо доказать, что и пытаются сделать налоговые органы.

Но если налогоплательщик соответствует и другим критериям отбора для проведения выездной налоговой проверки, указанным в Концепции, или у налоговой инспекции есть информация о каких-либо нарушениях, то проверку следует ожидать с высокой долей вероятности.

P.S. Как вам статья? Советую получать свежие статьи на e-mail , чтобы не пропустить информацию о новых бесплатных видео уроках и конкурсах блога! 

comments powered by HyperComments