Страничка зарплатчика

Print Friendly, PDF & Email

зпКоробкаДобро пожаловать на нашу страничку зарплатчика!

Эта страница создана, в основном, для наших очных и дистанционных студентов и студенток. Но, понимая, что информация о «зарплатных» новостях актуальна для многих бухгалтеров, мы приглашаем к нам всех желающих.

На всех занятиях наши специалисты обещали вам, что даже после вручения вам сертификата о получении квалификации «бухгалтер по расчету зарплаты», мы постараемся держать вас в курсе всех изменений законодательства, непосредственно связанных с расчетом заработной платы, и мы держим свое слово!

Здесь мы будем публиковать и предоставлять доступ к тем материалам курса «Бухгалтер по расчету заработной платы», которые изменяются в соответствии с действующим законодательством.

Для того, чтобы всегда быть в курсе всех изменений нормативных актов по  расчету заработной платы и связанных с ней расчетов налогов и взносов, мы предлагаем вам подписаться на нашу новостную рассылку (если вы  еще этого не сделали), заполнив контактную форму ниже:

red_arrow

Ваше имя:
Ваш E-Mail:
Телефон:
Город:

  Теперь о самом главном!

Изменения по страховым взносам 2015.

Уже стало хорошей традицией начинать год с новыми законодательными изменениями. Год 2014 — не исключение.

В целом помимо косметических изменений, касающихся страховых взносов, прослеживаются тенденции прошлых лет, а именно усилен контроль и увеличена налоговая нагрузка без увеличения самих ставок.

В соответствии с Федеральным законом от 28.06.14 №188-ФЗ (далее — Закон №188-ФЗ), а также рядом законопроектов c 1 января 2015 года в силу вступают изменения в законодательстве о страховых взносах. В частности, установлена возможность зачета излишне уплаченных взносов в рамках одного администрирующего органа, уточнен порядок начисления пеней, а также появились нормы, регламентирующие предоставление отсрочки по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

Об этих и других важных изменениях и пойдет речь в данной статье.

Изменена предельная величина базы для начисления страховых взносов.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.12.14 №1316 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2015 года» установлен новый лимит для начисления страховых взносов в ПФР и ФСС.

Отсутствие упоминания в постановлении предельной величины базы для начисления взносов в ФОМС породило две точки зрения по этому вопросу:

  • 1) предельная величина для взносов в ФОМС отсутствует;
  • 2) предельная величина для взносов в ФОМС остается на уровне 624 000 руб.

Более распространенным является мнение, что с 1 января 2015 года лимита для начисления страховых взносов в ФОМС не будет (см. таблицу 1).

Таблица 1. Предельная величина базы для начисления страховых взносов: 2014–2015 годы.

Наименование фондаПредельная величина базы в 2014 году,
руб.
Предельная величина базы в 2015 году,
руб.
ПФР624 000711 000
ФОМС624000отстутствует
ФСС624 000670 000
ФСС - НС ПЗ (травматизм)отсутствуетотсутствует

Рассмотрим на примере, как изменение лимитов сказалось на реальных расходах компании (см. таблицу 2).

Таблица 2. Расчет взносов для двух видов зарплат: 2014–2015 годы

 30 000 РУБ.100 000 РУБ.
ИТОГО108 720108 720247 200,00288 350,00
Взносы в фонд2014 год, руб.2015 год, руб.2014 год, руб2015 год, руб.
ПФР79 200,0079 200,00194 880, 00205 320,00
ФОМС18 360,0018 360,0031 824,0061 200,00
ФСС10 440,0010 440,0018 096,0019 340,00
ФСС - НС ПЗ (травматизм)720,00720,002 400,002 400,00

Очевидно, что большая нагрузка снова ложится на  компании с более высокой «белой» заработной платой.

Снижено число застрахованных лиц для обязательного представления сведений в форме электронного документооборота.

В 2015 году среднесписочная численность застрахованных лиц для обязательного представления сведений по форме РСВ-1 ПФР и форме 4-ФСС в электронном виде снижена с 50 до 25 (подп. «в» п. 3 ст. 5 Закона №188-ФЗ).

Аналогичная норма установлена относительно правил сдачи индивидуальных сведений (п. 2 ст. 1 Закона №188-ФЗ). Страхователь при представлении сведений на 25 и более застрахованных работников (включая заключивших договоры
гражданско-правового характера) за предшествующий отчетный период представляет их в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. На практике такое разделение актуально лишь для персонифицированных отчетов, подаваемых за периоды до 2014 года.

Напомним, что начиная с отчетности за I квартал 2014 года индивидуальные сведения включаются в РСВ-1 ПФР.

Страхователи, у которых число застрахованных работников меньше 25 человек, также могут подавать отчетность в форме электронного документооборота.
Изменены сроки подачи обязательных форм отчетности по страховым взносам
Согласно проекту Федерального закона №611451-6 с 1 января 2015 года установлены новые сроки подачи отчетности во внебюджетные фонды:

  • РСВ-1 ПФР должна быть подана и принята ПФР на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным
    периодом; в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом;
  • 4-ФСС представляется на бумажном носителе не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом; в форме электронного документа не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Отчетным периодом, как и прежде, является квартал.

 Отменено правило округления сумм страховых взносов к уплате

Согласно подп. «а» п. 3 ст. 5 Закона №188-ФЗ с 2015 года сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, должна определяться в рублях и копейках.

Ранее взносы в ПФР, ФОМС и ФСС было необходимо округлять до
рублей.

Ограничена не облагаемая страховыми взносами сумма выплат при увольнении

Взносами (в том числе взносами на «травматизм») не облагаются все виды установленных законодательством выплат, связанных с увольнением
работников, за исключением указанных в подп. «а» п. 3 ст. 2 и подп. «а» п. 1 ст. 5 Закона №188-ФЗ:

  • компенсации за неиспользованный отпуск;
  • суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.

Уточнен порядок обложения страховыми взносами компенсационных выплат работникам Крайнего Севера

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.09 №212-ФЗ (далее — Закон №212-ФЗ), страховыми взносами не облагается оплата стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, от места отправления до пункта пропуска через границу РФ. С 1 января 2015 года введено положение о том, что пунктом пропуска через границу является в том числе здание международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через границу РФ (подп. «б» п. 3 ст. 2, подп. «а» п. 1 ст. 5 Закона №188-ФЗ).

Ранее возникали споры по поводу того, что считать пунктом пропуска через РФ в случае следования самолетом: здание международного аэропорта или фактическую точку пересечения Государственной границы РФ.

Правило обложения взносами компенсации стоимости провоза багажа весом до 30 кг действует независимо от места проведения отпуска: в России или за рубежом. Данная сумма не облагается страховыми взносами. С 2015 года подлежит обложению страховыми взносами оплата проезда к месту отпуска и обратно членов семей работников Крайнего Севера.

Изменены правила обложения страховыми взносами оплаты расходов по найму жилья в командировке

С 1 января 2015 года сумма оплаты работодателем расходов по найму жилья сотрудника в командировке однозначно подлежит обложению страховыми взносами, в случае если данные затраты не подтверждены документально (подп. «б» п. 1 ст. 5 Закона №188-ФЗ). Данное правило действительно как в отношении коммерческих, так и в отношении бюджетных организаций.

Установлена обязанность начислять страховые взносы в ПФР на выплаты всем временно пребывающим иностранным гражданам

Иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории Российской Федерации, с 1 января 2015 года обязаны быть застрахованными в сфере обязательного пенсионного страхования независимо от срока заключенного с ними трудового договора (п. 4 ст. 3 Закона №188-ФЗ).

Напомним, что прежде начисления вышеуказанным сотрудникам облагались взносами в ПФР только в случае, если с ними был заключен срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев общей сложностью в течение календарного года, или трудовой договор на неопределенный срок (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.01 №167-ФЗ).

Назначен тариф взносов в ФСС на выплаты временно пребывающим иностранным гражданам

Согласно проекту Федерального закона №577906-6 иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории РФ и заключившие бессрочный трудовой договор либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев, должны быть застрахованы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В отношении выплат и иных вознаграждений вышеуказанным лицам применяется тариф взносов в ФСС 1,8%. Данные сотрудники имеют право на получение пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов за период не менее шести месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай. Детские пособия временно пребывающим иностранным гражданам по-прежнему не начисляются. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года.

Ограничено право на применение пониженного тарифа для плательщиков ЕНВД и предпринимателей, применяющих ПСН

С 2015 года аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и уплачивающие ЕНВД, смогут применять пониженный тариф лишь в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам, которые имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению (подп. «а» п. 5 ст. 3 Закона №188-ФЗ). Индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, смогут начислять взносы по пониженным тарифам только в отношении выплат и вознаграждений физическим лицам, занятым в указанном в патенте виде экономической деятельности (подп. «б» п. 5 ст. 3 Закона №188-ФЗ).

Отменена обязанность сообщать о создании или закрытии обособленного подразделения

С 1 января 2015 года страхователь не обязан информировать контролирующие органы о создании или закрытии обособленного подразделения. Также не нужно сообщать о реорганизации или ликвидации, прекращении физическим лицом деятельности. Данные изменения введены подп. «в» п. 17 ст. 5 Закона №188-
ФЗ.

Закреплены условия и порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов

Закон №212-ФЗ дополнен ст. 18.1–18.5 (п. 5 ст. 5 Закона №188-ФЗ). Данные статьи устанавливают общие правила предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов, а также порядок ее предоставления и условия прекращения. Обстоятельства, исключающие ее предоставление, закрепляются органами, в компетенцию которых входит принятие решений о предоставлении отсрочки (рассрочки).

Уточнен период начисления пеней

С 2015 года пени начисляются за каждый календарный день просрочки начиная с дня, следующего за установленным Закон №212-ФЗ сроком уплаты страховых взносов, по день их уплаты (взыскания) включительно (п. 14 ст. 5 Закона
№188-ФЗ).

Введена новая обязанность для банков

С 1 января 2015 года банки обязаны выдавать контролирующим органам справки о наличии счетов в банках, об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций, индивидуальных предпринимателей в
банках в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса (п. 13 ст. 5 Закона №188-ФЗ).
Данная информация может быть запрошена органами контроля за уплатой страховых взносов в случае проведения проверки, а также при вынесении решения о взыскании взносов, пеней и штрафов. Невыполнение данной обязанности, нарушение сроков предоставления справок, а также представление недостоверных сведений согласно п. 26 ст. 5 Закона №188-ФЗ влечет взыскание штрафа в размере 20 000 руб.

Установлена возможность подачи заявлений на возврат суммы излишне уплаченных взносов в электронной форме

Согласно п. 15 ст. 5 Закона №188-ФЗ заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченных (взысканных) взносов может быть подано в форме электронного документооборота. До 2015 года органы контроля принимали заявления только в письменной форме.

Уточнены параметры подписи в электронных документах

Пункт 20 ст. 5 Закона №188-ФЗ гласит, что электронные документы, служащие основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, подтверждающие правильность исчисления взносов, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченными лицами.

Изменен срок проведения выездной проверки

Согласно ч. 11 ст. 35 главы 5 Закона №212-ФЗ выезд ная проверка не может продолжаться более двух месяцев за исключением случаев, установленных п. 19 ст. 5 Закона №188-ФЗ. С 2015 года срок проверки может быть продлен до четырех
или шести месяцев при наличии следующих оснований:

  • получение в ходе проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у плательщика страховых взносов нарушений законодательства и требующей дополнительной проверки;
  • наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории, где проводится проверка;
  • проведение проверки организаций, имеющих несколько обособленных подразделений;
  • непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок документов, необходимых для проведения проверки.

Отменено выявление смягчающих обстоятельств при вынесении решения по результатам проверки

При вынесении решения по результатам выездной проверки контролирующие органы не будут учитывать обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения. Статья 44 главы 6 Закона №212-ФЗ признается утратившей силу (подп. «а» п. 22 ст. 5 Закона №188-ФЗ).

Установлена возможность зачета излишне уплаченных взносов в рамках одного администрирующего органа

С 1 января 2015 года страхователь вправе подать заявление на зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов по одному виду страхования в счет предстоящих платежей, погашения недоимки и задолженности по пеням и штрафам по другому виду страхования, если они администрируются одним органом контроля (подп. «з» п. 15 ст. 5 Закона №188-ФЗ).

Взаимозачет возможен в отношении платежей в ФФОМС и ПФР и в отношении взносов в ФСС (в части страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) и взносов «на травматизм».

Отменен месячный срок направления в банк инкассового поручения

С 2015 года законодательство не ограничивает контролирующие органы в сроках направления в банк поручения о взыскании задолженности страхователя по взносам, пеням и штрафам. Изменение Закон №212-ФЗ внесено подп. «б» п. 10 ст. 5 Закона №188-ФЗ.

Уточнен порядок исчисления взносов самозанятых лиц

Предприниматели, адвокаты и иные плательщики взносов, указанные в п. 2 ч. ст. 5 Закона №212-ФЗ, занимавшиеся предпринимательской деятельностью в течение неполного месяца, начиная с 1 января 2015 года вправе исчислять фиксированный размер страховых взносов пропорционально количеству календарных дней этого месяца (п. 2 ст. 5 Закона №188-ФЗ).
Включены в список страхователей самостоятельно обеспечивающие себя работой
арбитражные управляющие С принятием закона №188-ФЗ самостоятельно обеспечивающие себя работой арбитражные управляющие обязаны уплачивать взносы в ПФР. Они должны встать на учет в качестве
страхователей в отделении ПФР по месту жительства, а в случае прекращения деятельности подать соответствующее заявление о снятии с учета.

В статье использованы документы:

  • Федеральный закон от 28.06.14 №188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования».
  • Федеральный закон от 24.07.29 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
  • Федеральный закон от 15.12.01 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
  • Проект №577906-6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о распространении на иностранных граждан обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
  • Проект №611451-6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования».
  • Постановление Правительства РФ от 04.12.14 №1316 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации с 1 января 2015 года».

Источник: «Бухгалтерские Вести»

Если в процессе работы у вас возникли вопросы, на которые вы затрудняетесь ответить — задайте их на нашем форуме

comments powered by HyperComments