СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО ШАБЛОН ПРИКАЗА ОБ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ НА 2014 ГОД
можно на нашей VIP-странице
Страница защищена паролем!
Доступ к ней имеют только наши подписчики! ПОДПИШИСЬ!
С 1 января 2013 г. при ведении бухгалтерского учета экономические субъекты руководствуются нормами Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете” (далее – Закон N 402-ФЗ), согласно ст. 8 которого организации самостоятельно формируют свою учетную политику, руководствуясь законодательством о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.
Поскольку такие стандарты пока не утверждены, в силу п. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в части, не противоречащей данному Закону.
Основным нормативным документом, устанавливающим принципы формирования учетной политики, является Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
Согласно ПБУ 1/2008 учетная политика представляет собой принятую в организации совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Следует отметить, что данный распорядительный документ охватывает всю систему учета, начиная от способов группировки и оценки фактов деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов и организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.
В качестве приложений к учетной политике ПБУ 1/2008 обязывает утверждать:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- способы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
- порядок контроля над хозяйственными операциями;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Способы ведения бухгалтерского учета, предусмотренные учетной политикой организации, должны применяться всеми ее филиалами, представительствами и иными подразделениями (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения.
Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета, и утверждается приказом или распоряжением ее руководителя.
Внесение изменений допускается в случаях, определенных действующим законодательством.
Имейте в виду, утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли в деятельности организации впервые, изменением учетной политики не признается.
Замечу, что учетная политика необходима не только для ведения бухгалтерского учета, но и для целей налогообложения, поскольку она влияет на формирование налоговых обязательств организации перед бюджетом и затрагивает порядок исчисления налогов.
Пунктом 7 ПБУ 1/2008 определено, что при формировании учетной политики по конкретному вопросу в части организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых российским законодательством и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.
При отсутствии законодательно установленных способов организация разрабатывает собственную методику ведения учета, основываясь на действующем бухгалтерском законодательстве и Международных стандартах финансовой отчетности.
Долговые обязательства в учетной политике
Сегодня в своей хозяйственной деятельности организации активно используют чужие денежные средства в виде кредитов или займов. Порядок обслуживания долговых обязательств заемщика, в соответствии с нормативными документами бухгалтерского учета, не содержит строгих правил учета. Это означает, что долговые обязательства должны стать элементом учетной политики организации-заемщика.
В разделе учетной политики, посвященном долговым обязательствам, организация должна осветить лишь те моменты, в части которых бухгалтерское законодательство:
- предлагает несколько вариантов учета;
- предписывает организации принять самостоятельное решение;
- не содержит конкретного порядка учета операций, связанных с долговыми обязательствами.
Разрабатывая аспекты бухгалтерской учетной политики по долговым обязательствам, организация должна руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету “Учет расходов по займам и кредитам” (ПБУ 15/2008), утвержденным Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н. Этим бухгалтерским стандартом пока обязано руководствоваться большинство российских компаний.
Исключение составляют лишь кредитные организации и государственные (муниципальные) учреждения, на которые действие ПБУ 15/2008 не распространяется.
Анализируя положения ПБУ 15/2008, можно сделать вывод, что в своей учетной политике организация-заемщик должна закрепить:
1. Порядок отражения основной суммы долга по полученным кредитам и займам.
Основная сумма обязательства по полученному займу (кредиту) отражается в бухгалтерском учете как кредиторская задолженность в соответствии с условиями договора займа (кредитного договора) в сумме, указанной в договоре (п. 2 ПБУ 15/2008).
Следовательно, в рабочем плане счетов организации необходимо выделить субсчета, на которых она будет учитывать основную сумму долга и сумму начисленных процентов.
Учет основной суммы долга и учет процентов ведется раздельно (п. 4 ПБУ 15/2008).
Заметим, что ПБУ 15/2008 не требует подразделять задолженность организации по полученным займам и кредитам на краткосрочную и долгосрочную.
Однако п. 19 Положения по бухгалтерскому учету “Бухгалтерская отчетность организации” (ПБУ 4/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, установлено, что в бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением их в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные.
Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные (Письма Минфина России от 28.01.2010 N 07-02-18/01, от 11.04.2011 N 07-02-06/42).
Следовательно, задолженность по кредитам и займам необходимо делить на долгосрочную и краткосрочную, несмотря на то, что об этом ничего не говорится в ПБУ 15/2008. Поэтому организация должна отразить в своей учетной политике положение о том, осуществляет ли она перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную или учитывает находящиеся в ее распоряжении заемные средства, срок погашения которых по договору займа или кредита превышает 12 месяцев, до истечения указанного срока в составе долгосрочной задолженности.
2. Состав дополнительных затрат по займам и порядок их списания.
В силу п. 3 ПБУ 15/2008 дополнительными расходами по займам являются:
- суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги;
- суммы, уплачиваемые за экспертизу договора займа (кредитного договора);
- иные расходы, непосредственно связанные с получением займов.
Перечень дополнительных расходов по займам является открытым, поэтому организация во избежание споров с налоговыми органами может в своей учетной политике привести свой состав расходов, которые будут ею учитываться в качестве дополнительных расходов, непосредственно связанных с получением кредитов и займов. Так, в качестве дополнительных расходов по займам и кредитам могут рассматриваться услуги по ксерокопированию, комиссия банка за сопровождение кредита, оплата налогов и сборов, потребление услуг связи и т.д.
Дополнительные расходы по займам (кредитам) независимо от целей, на которые они получены, включаются в состав прочих расходов (п. 8 ПБУ 15/2008). Причем учитываться они могут как единовременно в периоде, к которому относятся (п. 6 ПБУ 15/2008), так и равномерно в течение срока действия договора (абз. 2 п. 8 ПБУ 15/2008).
Следовательно, организация должна выбрать и закрепить в своей учетной политике порядок включения дополнительных расходов в состав прочих расходов:
- либо относить дополнительные расходы к прочим расходам в том отчетном периоде, в котором они произведены;
- либо предварительно учитывать дополнительные расходы как дебиторскую задолженность, а затем включать их в состав прочих расходов равномерно в течение срока погашения кредита.
3. Порядок отражения расходов по займам и кредитам и признания процентов по кредитам и займам.
Согласно п. 4 ПБУ 15/2008 расходы по займам отражаются в бухгалтерском учете отдельно от основной суммы обязательства по полученному займу или кредиту.
К расходам, которые связаны с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам, относятся, в частности, проценты, причитающиеся к выплате заимодавцу или кредитору.
В соответствии с п. 6 ПБУ 15/2008 расходы по займам отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в том отчетном периоде, к которому они относятся. Они признаются прочими расходами, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива (п. 7 ПБУ 15/2008).
Пунктом 8 ПБУ 15/2008 установлено, что проценты за пользование заемными средствами включаются в стоимость инвестиционного актива или в состав прочих расходов:
- равномерно;
- исходя из условий предоставления займа (кредита) в том случае, когда такое включение существенно не отличается от равномерного включения.
Поскольку ПБУ 15/2008 содержит несколько вариантов учета процентов, организация должна выбрать свой метод и закрепить его использование в своей учетной политике.
Субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, а также социально ориентированные некоммерческие организации вправе признавать все расходы по займам прочими расходами. Такое право указанным категориям фирм предоставлено п. 7 ПБУ 15/2008.
Причем субъекты малого бизнеса применяют данное правило с 1 января 2010 г., а социально ориентированные некоммерческие организации – с 2012 г. Это подтверждается и Постановлением ФАС Поволжского округа от 23.05.2013 по делу N А55-27463/2012.
4. Учет начисленных процентов на вексельную сумму у векселедателя.
В соответствии с п. 15 ПБУ 15/2008 начисленные проценты отражаются в составе прочих расходов:
- в том отчетном периоде, в котором они начислены;
- равномерно в течение предусмотренного векселем срока выплаты полученных взаймы денежных средств.
Так как в части учета процентов на вексельную сумму ПБУ 15/2008 содержит два возможных варианта учета, то организация-векселедатель обязана избрать свой вариант, которым она будет руководствоваться в работе, и закрепить его использование в учетной политике.
ПБУ 15/2008 прямо не предусматривает, что начисленные проценты на вексельную сумму могут предварительно учитываться на счете 97 “Расходы будущих периодов”, поэтому сумма процентов по выданному векселю может отражаться в составе прочих расходов ежемесячно в течение срока, на который выдан вексель, исходя из количества календарных дней в месяце и общей суммы дисконта. Такой порядок учета процентов целесообразно прописать в своей учетной политике.
Выше уже было отмечено, что проценты по займам в некоторых случаях включаются в стоимость инвестиционного актива.
Под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов на его приобретение, сооружение и (или) изготовление.
К инвестиционным активам относятся объекты незавершенного производства и незавершенного строительства, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету заемщиком и (или) заказчиком (инвестором, покупателем) в качестве основных средств (включая земельные участки), нематериальных активов или иных внеоборотных активов.
Учитывая это, в своей учетной политике организация-заемщик должна предусмотреть такие критерии отнесения имущества к инвестиционному активу, как:
- длительность периода времени до предполагаемого включения имущества в состав основных средств, нематериальных активов или иных внеоборотных активов;
- существенность расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление.
Если имущество отвечает выбранным критериям одновременно, то проценты по заемным средствам включаются организацией в стоимость инвестиционного актива (Письмо Минфина России от 18.08.2010 N 07-02-06/122).
Кроме того, в учетной политике имеет смысл прописать механизм уменьшения начисленных процентов на величину дохода от временного использования средств полученных займов (кредитов) в качестве долгосрочных и (или) краткосрочных финансовых вложений, предусмотренный п. 10 ПБУ 15/2008.
Финансовые вложения в учетной политике
При учете финансовых вложений юридические лица (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений) обязаны руководствоваться нормами Положения по бухгалтерскому учету “Учет финансовых вложений” ПБУ 19/02, утвержденного Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н.
Согласно п. 2 ПБУ 19/02, чтобы актив в бухгалтерском учете организации рассматривался в качестве финансового вложения, он должен удовлетворять одновременно следующим условиям:
- наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование права у организации на финансовые вложения и на получение денежных средств или других активов, вытекающее из этого права;
- переход к организации финансовых рисков, связанных с финансовыми вложениями (риск изменения цены, риск неплатежеспособности должника, риск ликвидности и другие риски);
- способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем в виде процентов, дивидендов либо прироста их стоимости (в виде разницы между ценой продажи (погашения) финансового вложения и его покупной стоимостью в результате его обмена, использования при погашении обязательств организации, увеличения текущей рыночной стоимости и т.п.).
В соответствии с п. 3 ПБУ 19/02 к финансовым вложениям относятся:
- государственные и муниципальные ценные бумаги;
- ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определены (облигации, векселя);
- вклады в уставные (складочные) капиталы других фирм (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ);
- предоставленные другим организациям займы;
- депозитные вклады в кредитных организациях;
- дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, и пр.;
- вклады организации-товарища по договору простого товарищества;
- прочие виды вложений, удовлетворяющие условиям п. 2 ПБУ 19/02.
Так как перечень активов, которые могут учитываться в составе финансовых вложений, не является исчерпывающим, то в учетной политике организации следует закрепить свой состав финансовых вложений.
При этом следует иметь в виду, что в бухгалтерском учете существует ряд активов, которые не могут рассматриваться в качестве финансовых вложений никоим образом. К ним относятся:
- собственные акции, выкупленные акционерным обществом у акционеров для последующей перепродажи или аннулирования;
- векселя, выданные организацией-векселедателем организации-продавцу при расчетах за проданные товары, продукцию, выполненные работы, оказанные услуги;
- вложения организации в недвижимое и иное имущество, имеющее материально-вещественную форму, предоставляемые организацией за плату во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода;
- драгоценные металлы, ювелирные изделия, произведения искусства и аналогичные ценности, приобретенные не для осуществления обычных видов деятельности.
Кроме того, не признаются финансовыми вложениями нематериальные активы организации, а также такие виды имущества, как основные средства и материально-производственные запасы (п. 4 ПБУ 19/02).
Рекомендуем закрепить в учетной политике свои критерии классификации финансовых вложений, так как в бухгалтерской отчетности финансовые вложения должны представляться с разделением их в зависимости от срока обращения (погашения) на краткосрочные и долгосрочные (п. 41 ПБУ 19/02).
Всамом ПБУ 19/02 такого критерия нет, вместе с тем для этих целей можно воспользоваться п. 19 ПБУ 4/99. На основании указанной здесь нормы в своей учетной политике можно отметить, что финансовые вложения рассматриваются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним составляет не более 12 месяцев после отчетной даты. Все остальные финансовые вложения будут автоматически рассматриваться как долгосрочные.
В учетной политике необходимо также закрепить единицу бухгалтерского учета финансовых вложений. Как следует из п. 5 ПБУ 19/02, в качестве единицы учета финансовых вложений может использоваться серия, партия, однородная совокупность финансовых вложений.
Выбор единицы учета производится организацией самостоятельно в зависимости от характера финансовых вложений, порядка их приобретения и использования. При этом выбранная единица учета по финансовым вложениям должна обеспечивать формирование полной и достоверной информации об этих вложениях, а также надлежащий контроль за их наличием и движением.
Если финансовые вложения учитываются по однородным группам, то в учетной политике указываются критерии формирования однородных групп финансовых вложений.
Затем в учетной политике следует отметить, что финансовые вложения принимаются на учет по первоначальной стоимости, порядок определения которой установлен п. п. 9 – 15 ПБУ 19/02.
Согласно п. 9 ПБУ 19/02 под первоначальной стоимостью финансовых вложений, приобретаемых за плату, признается сумма фактических затрат на их приобретение.
Суммы НДС и иных возмещаемых налогов в общем случае в первоначальной стоимости финансовых вложений не учитываются.
Так как состав фактических затрат, включаемых в первоначальную стоимость финансовых вложений, не является закрытым, то понятно, что в их первоначальной оценке могут учитываться и иные затраты, связанные с их приобретением.
Отдельно следует остановиться на порядке учета затрат на приобретение таких финансовых вложений, как ценные бумаги.
Следует иметь в виду, что с 1 октября с.г. правовое регулирование ценных бумаг существенно изменится согласно Федеральному закону от 02.07.2013 N 142-ФЗ “О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации”.
По сути, все затраты, формирующие первоначальную стоимость финансовых вложений, условно можно разбить на две составляющие:
1) на договорную стоимость, уплачиваемую продавцу при их приобретении;
2) на сумму иных затрат, связанных с их приобретением.
Если величина затрат на приобретение ценных бумаг несущественна по сравнению с их договорной стоимостью, то такие затраты могут признаваться расходами организации в том отчетном периоде, когда ценные бумаги в качестве финансовых вложений приняты к учету.
Если организация пользуется данным правом, то в учетной политике следует закрепить необходимый уровень существенности. Так как в ПБУ 19/02 требуемый порог существенности не указан, то организация вправе установить сама верхнюю границу существенности (например, 3% или 5%) и закрепить ее использование в учетной политике.
Последующая оценка финансовых вложений зависит от того, определяется по ним текущая рыночная стоимость или нет.
Иначе говоря, с точки зрения последующей оценки финансовые вложения организации делятся на два вида:
1) по которым можно определить текущую рыночную стоимость;
2) по которым текущая рыночная стоимость не определяется.
К первой группе финансовых вложений фактически относятся ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг.
Под текущей рыночной стоимостью ценных бумаг понимается их рыночная цена, рассчитанная в установленном порядке организатором торговли на рынке ценных бумаг. Сегодня для этих целей применяется Порядок определения рыночной цены ценных бумаг, утвержденный Приказом ФСФР России от 09.11.2010 N 10-65/пз-н “Об утверждении Порядка определения рыночной цены ценных бумаг, расчетной цены ценных бумаг, а также предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг в целях 23 главы Налогового кодекса Российской Федерации”.
Указанные финансовые вложения отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату. Согласно п. 20 ПБУ 19/02 в своей учетной политике организации следует указать периодичность проведения такой корректировки – раз в месяц или раз в квартал.
Финансовые вложения, по которым невозможно определить текущую рыночную стоимость, в соответствии с п. 21 ПБУ 19/02 отражаются в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости.
Пунктом 22 ПБУ 19/02 определено, что по долговым ценным бумагам, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, разрешается разницу между первоначальной и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно, по мере причитающегося по ним в соответствии с условиями выпуска дохода, относить на финансовые результаты коммерческой организации.
Если организация использует данную возможность, то это в обязательном порядке необходимо указать в учетной политике.
Если организация является субъектом малого предпринимательства и при этом не размещает публично ценные бумаги или же представляет собой социально ориентированную некоммерческую фирму, то она вправе осуществлять последующую оценку всех своих финансовых вложений по первоначальной стоимости. Такое право указанным субъектам предоставлено п. 21 ПБУ 19/02.
Если организация относится к их числу и хочет использовать данную возможность, то это положение ей следует закрепить в своем регламенте ведения бухгалтерского учета.
Кроме того, в соответствии с п. 23 ПБУ 19/02 организация вправе оценивать долговые ценные бумаги и предоставленные займы по дисконтированной стоимости. Если такой расчет осуществляется, то это отражается в учетной политике.
Здесь же закрепляется:
- порядок проведения расчета;
- состав документов, подтверждающих обоснованность расчета оценки по дисконтированной стоимости.
Возможность применения дисконтированной стоимости для оценки отдельных активов, обязательств, доходов и расходов предусмотрена Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике Российской Федерации, одобренной
Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине и Президентским советом ИПБ 29 декабря 1997 г.
Использование дисконтированной стоимости на финансовой отчетности организации не сказывается, так как в силу п. 23 ПБУ 19/02 записи в бухгалтерском учете не производятся.
В разделе учетной политики, посвященном финансовым вложениям, следует закрепить способ оценки финансовых вложений при их выбытии.
Согласно п. 26 ПБУ 19/02 при выбытии финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется, организацией может применяться любой из следующих способов:
- по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений;
- по средней первоначальной стоимости;
- по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО).
Из Приложения к ПБУ 19/02 следует, что определять среднюю первоначальную стоимость финансовых вложений организация может как обычным методом по итогам месяца, так и способом скользящей оценки.
Аналогичная возможность имеется и при использовании способа ФИФО. Учитывая это, используемый организацией способ расчета нужно закрепить в учетной политике.
Напомним, что в соответствии с п. 37 ПБУ 19/02 устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, ниже величины экономических выгод, которые организация рассчитывает получить от данных финансовых вложений в обычных условиях ее деятельности, признается обесценением финансовых вложений. Следовательно, в учетной политике следует закрепить используемый для этих целей уровень существенности.
Устойчивое снижение стоимости финансовых вложений характеризуется одновременным наличием следующих условий:
- на отчетную дату и на предыдущую отчетную дату учетная стоимость существенно выше их расчетной стоимости;
- в течение отчетного года расчетная стоимость финансовых вложений существенно изменялась исключительно в направлении ее уменьшения;
- на отчетную дату отсутствуют свидетельства того, что в будущем возможно существенное повышение расчетной стоимости данных финансовых вложений.
При возникновении ситуации, в которой может произойти обесценение финансовых вложений, организация должна провести проверку наличия устойчивого снижения их стоимости.
Поскольку п. 38 ПБУ 19/02 предусмотрено, что такая проверка производится не реже одного раза в год, организация может самостоятельно решить вопрос о периодичности тестирования своих финансовых вложений.
Так, например, организации могут проводить такую проверку:
- один раз в год – по состоянию на 31 декабря отчетного года;
- один раз в квартал – по состоянию на дату составления промежуточной бухгалтерской отчетности.
Избранный вариант проведения проверки закрепляется в учетной политике, здесь же отмечается состав документов, которыми оформляются ее результаты.
В случае если результаты проверки подтверждают наличие в организации существенного снижения стоимости финансовых вложений, организация обязана создать резерв под их обесценение.
Резервирование сумм у коммерческих организаций осуществляется за счет финансовых результатов компании (в составе прочих расходов), у некоммерческих фирм – за счет увеличения расходов организации.
Не забывайте, что с 1 января 2009 г. создание резерва под обесценение финансовых вложений с точки зрения бухгалтерского учета представляет собой изменение оценочных значений компании. Это, в свою очередь, означает, что организация должна будет применить нормы Положения по бухгалтерскому учету “Изменения оценочных значений” (ПБУ 21/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.
Так как создание данного вида оценочного резерва влияет на финансовый результат текущего периода, то признавать изменение оценочного значения в бухгалтерском учете организация будет в текущем отчетном периоде.
Информация об изменениях оценочных значений отражается не только в учете организации и ее бухгалтерской отчетности, но и дополняет содержание пояснительной записки, в которой согласно п. 6 ПБУ 21/2008 должно быть раскрыто изменение, повлиявшее на бухгалтерскую отчетность за данный отчетный период.
Напомним, что с 1 января 2013 г. пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской отчетности.
В то же время, руководствуясь п. 39 ПБУ 4/99, организация может представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, которая, по ее мнению, является полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В связи с этим ничто не мешает организации составлять пояснительную записку, учитывая при этом, что она не является приложением к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах.
Такие разъяснения даны в Письме Минфина России от 09.01.2013 N 07-02-18/01.
P.S. Как вам статья? Советую получать свежие статьи на e-mail , чтобы не пропустить информацию о новых бесплатных видео уроках и конкурсах блога!