Специальная оценка условий труда

Print Friendly, PDF & Email

1156735_53212445

Проводить специальную оценку условий труда должны все организации без исключения, а также индивидуальные предприниматели, принявшие на работу сотрудников. Как провести оценку и оформить ее результаты?

В целях создания эффективного механизма улучшения условий труда Федеральный закон от 28.12.13 № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” ввел новую для работодателя процедуру. С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест работодатель должен проводить специальную оценку условий труда. Соответствующие поправки были внесены и в Трудовой кодекс РФ, где даже само понятие “аттестация рабочих мест” теперь отсутствует.

Специальная оценка условий труда ранее была предусмотрена п. 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ как основание освобождения от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Однако в настоящее время п. 4 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ уже не действует.

Спецоценка – это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По ее результатам устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности; работники обеспечиваются средствами индивидуальной и коллективной защиты; устанавливаются предусмотренные трудовым законодательством гарантии и компенсации для сотрудников; готовится перечень профессий и должностей и поименный список лиц, подлежащих обязательным предварительным медицинским осмотрам при поступлении на работу и периодическим медицинским осмотрам; устанавливается дополнительный тариф для страховых взносов в ПФР; рассчитывается скидка (надбавка) к страховому тарифу взносов тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (на “травматизм”); подготавливается статистическая отчетность об условиях труда и др.

Результаты специальной оценки условий труда будут также применяться в целях:

  • разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • установления работникам сокращенной продолжительности рабочего времени, и (или) ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, и (или) повышенной оплаты труда, а также иных предусмотренных трудовым законодательством гарантий;
  • оценки состояния здоровья работников для решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание и при установлении диагноза профессионального заболевания;
  • принятия решения об ограничении труда для отдельных категорий работников;
  • обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • оценки уровня профессиональных рисков (с учетом травмоопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты) в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Кто должен проводить специальную оценку

Обязанность проведения и финансирования спецоценки возложена на работодателя. Проводить ее должны все без исключения организации, а также ИП, принявшие на работу сотрудников.

Предприниматели без наемного персонала не являются работодателями, поэтому проводить спецоценку им не нужно. Физические лица без статуса ИП, нанявшие работников, спецоценку также не проводят.

При вступлении в силу Закона № 426-ФЗ предусмотрен переходный период. Организации, успевшие до конца 2013 г. аттестовать рабочие места всех своих сотрудников, могут не проводить оценку в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки. Такая аттестация будет действительна до 1 января 2018 г.

Какие рабочие места подлежат специальной оценке

Спецоценке условий труда подлежат все рабочие места работодателя, кроме надомников, дистанционных работников и тех, кто вступил в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Особые положения предусмотрены для государственных гражданских и муниципальных служащих.

Существует ряд отличий между перечнем рабочих мест, которые подлежали аттестации, и рабочими местами, которые подлежат специальной оценке. Так, аттестацию назначали только в отношении мест, где использовался ручной инструмент, оборудование, механизмы, машины, установки, устройства, аппараты и транспортные средства и где присутствовали источники опасности. Для специальной оценки подобные ограничения не установлены.

Еще одно отличие касается рабочих мест надомников и дистанционных работников. Такие места подлежали аттестации на общих основаниях. Теперь в отношении надомников и тех, кто трудится удаленно, специальную оценку проводить не нужно.

Особого внимания заслуживают рабочие места офисных сотрудников. Раньше аттестация могла не проводиться в отношении рабочих мест, на которых сотрудники были заняты только работой на персональных компьютерах. Теперь спецоценку рабочих мест офисного персонала нужно проводить в обязательном порядке.

Итак, с 2014 г. спецоценку условий труда должны будут провести даже те работодатели, которые ранее были освобождены от аттестации рабочих мест.

Как часто проводить оценку

По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении. При этом не имеет значения, выявлены ли в ходе оценки вредные и (или) опасные факторы. Даже если они не выявлены, через пять лет процедуру нужно проводить вновь.

Специальная оценка условий труда может быть проведена поэтапно, главное, чтобы она была завершена не позднее 31 декабря 2018 г. При этом не имеет значения, проводилась ли раньше аттестация рабочих мест или нет.

Внеплановая оценка проводится, если:

  • в эксплуатацию вводятся вновь организованные рабочие места;
  • работодатель получает предписания государственного инспектора труда о проведении такой оценки;
  • изменяется технологический процесс, заменяется производственное оборудование, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменяется состав применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия на работников;
  • изменяются применяемые средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая, произошедшего по вине третьих лиц) или выявлено профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • есть мотивированное предложение первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении такой оценки.

Процедура проводится работодателем с привлечением независимой специализированной в данной области организации, которая должна быть внесена в реестр Минтруда России. В ее штате должно быть не менее пяти экспертов, которые должны быть специалистами с высшим образованием, опытом практической работы в области оценки условий труда и работающих по трудовому договору в этой организации. Также в ней должна быть испытательная лаборатория, получившая разрешение у Росаккредитации, область аккредитации которой включает проведение измерений всех факторов, оцениваемых при проведении оценки.

Предусмотрены и другие переходные положения, касающиеся юридических лиц, которые были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, до 1 января 2014 г. Так, они вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Закона № 426-ФЗ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров), но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. включительно. Если к специализированным организациям, аккредитованным на проведение аттестации рабочих мест, относятся испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 г., эти компании могут проводить оценку без учета требований, касающихся количества и состава экспетов.

Проведение спецоценки и оформление ее результатов

Специальная оценка условий труда состоит из нескольких этапов.

Первый. Работодатель приказом (распоряжением) создает комиссию, утверждает ее состав и порядок работы. В нее включаются представители работодателя, профсоюзной организации (при наличии), штатный или сторонний специалист по охране труда. Если работодатель является субъектом малого предпринимательства, то в комиссию должен входить руководитель либо ИП. Возглавляет комиссию сам работодатель или его представитель.

Второй. Приказом (распоряжением) утверждается график специальной оценки.

Третий. Комиссия утверждает перечень рабочих мест, по которым будет проводиться оценка. В перечне указываются аналогичные рабочие места, отвечающие следующим условиям:

  • расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • на которых работают сотрудники одной и той же профессии, должности, специальности, которые осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, сырья;
  • сотрудники, работающие на этих местах, обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка проводится только в отношении 20% их числа (но не менее чем двух мест), а результаты оценки применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Четвертый. Выбирается специализированная организация, которая будет проводить оценку, с ней заключается гражданско-правовой договор.

Пятый. Эксперт специализированной организации* производит идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов клиента по специальному Классификатору (утверждается Минтрудом России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений)** .

Идентификация не осуществляется в отношении: сотрудников, профессии, должности, специальности которых включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости; в связи с работой на которых предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Остальные процедуры, входящие в специальную оценку, в отношении указанных рабочих мест проводятся.

Результаты работы экспертов утверждаются комиссией, созданной работодателем.

Шестой. На рабочих местах, где выявлены вредные или опасные факторы, проводятся непосредственные исследования (испытания) и измерения лабораторией (центром), экспертами и иными работниками специализированной организации. Их результаты оформляются протоколами в отношении каждого из вредных и (или) опасных производственных факторов. По результатам устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. По степени вредности и (или) опасности они подразделяются на: оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс, включая четыре подкласса) и опасные (4 класс).

Работник в период проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте вправе присутствовать, обращаться за получением разъяснений и обжаловать результаты этой процедуры.

Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.

Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то условия труда на нем признаются допустимыми и дальнейшие исследования не проводятся. В отношении таких рабочих мест работодатель подает в территориальный орган Роструда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (форма и порядок ее подачи разрабатывает и утверждает Минтруд России***. Декларация действительна в течение пяти лет. При этом срок ее действия может быть продлен на следующие пять лет, если с работником, занятым на задекларированном рабочем месте, не произошел несчастный случай на производстве и если у него не выявлено профессиональное заболевание.

Седьмой. Специализированная организация составляет отчет о проведенной оценке (форма этого отчета и инструкция по его заполнению утверждаются Минтрудом России).

По окончании спецоценки комиссия составляет отчет, куда включается ряд сведений, в частности, перечень рабочих мест с указанием выявленных вредных или опасных факторов, протоколы испытаний и измерений, заключение эксперта и др.

Восьмой. Работодатель ознакомляет с отчетом каждого работника под роспись. Сделать это нужно в общем случае в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В этот же период сводные данные спецоценки размещаются на официальном сайте компании (при его наличии).

Девятый. Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки: до 1 января 2016 г. – в Роструд; после этой даты – в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда.

Дополнительные пенсионные взносы

Итоги специальной оценки условий труда применяются для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда.

Нововведения потребовали корректировки норм некоторых правовых актов, касающихся, в частности, порядка уплаты взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование. Такие изменения введены Федеральным законом от 28.12.13 № 421-ФЗ в ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ.

Результаты специальной оценки условий труда будут применяться в том числе для установления дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР. В зависимости от класса и подкласса значение тарифа может колебаться от 0 до 8%.

Отчеты во внебюджетные фонды

Результаты спецоценки используются при заполнении ф. 4-ФСС. На основании этих данных сотрудники фонда соцстрахования определяют, какой размер скидки или надбавки по взносам “на травматизм” нужно установить для того или иного страхователя.

В действующей ф. 4-ФСС (утв. приказом Минтруда от 19.03.13 № 107н) предусмотрены поля для результатов аттестации, а поля для результатов спецоценки отсутствуют. Однако Минтруд России разработал поправки в ф. 4 ФСС. Новый документ применяется, начиная с отчетности за I квартал 2014 г.

Поправки в форме связаны с заменой с 2014 г. кодов ОКАТО на коды на ОКТМО, а также с введением процедуры специальной оценки условий труда. Соответственно, в отчете исключено поле ОКАТО, а слова “аттестация рабочих мест по условиям труда” заменены на “специальная оценка условий труда”. Кроме того, форма дополнена таблицей 10, содержащей сведения о результатах спецоценки условий труда. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, появится раздел со сведениями о применении льготных тарифов страховых взносов.

Также c отчетности за первый квартал изменилась и ф. РСВ-1 ПФР. Она объединяет в себе сведения по администрированию страховых взносов и сведения индивидуального (персонифицированного) учета. В Разделах 1 и 4 раздельно указываются сведения о страховых взносах и о доначисленных страховых взносах за 2010-2013 гг. и с 2014 г. Добавлен раздел 2.4, в котором отражаются сведения о взносах по дополнительному тарифу в зависимости от класса условий труда, определенного по результатам проведенной спецоценки.

В новом разделе 6 ф. “Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованного лица” указываются сведения об уплаченных суммах страховых взносов отдельно по каждому застрахованному лицу:

  • в подразделе 6.4 содержатся сведения о коде категории застрахованного лица и сведения о договорах гражданско-правового характера (ГПХ). Это позволит заполнить на работника одну форму и избавит страхователя от необходимости искусственно “делить стаж” при наличии нескольких соответствующих признаков;
  • в подразделе 6.6. представлена информация о корректирующих сведениях с 2014 г. с учетом права выбора варианта пенсионного обеспечения (0 или 6% на накопительную часть пенсии);
  • в подразделе 6.7. представлены сведения о сумме выплат и иных вознаграждений работника, занятого на работах, с которых начислены страховые взносы по дополнительному тарифу в соответствии с кодом специальной оценки условий труда.

Начиная с I квартала 2014 г. отчеты в ПФР также нужно представлять по новой ф. РСВ-1 ПФР. Расчет и порядок его заполнения утверждены постановлением Правления ПФР от 16.01.14 № 2п.

Работодатели, проводившие аттестацию рабочих мест или специальную оценку труда с учетом положений Федерального закона от 28.12.13 № 421-ФЗ, заполняют информацию в подразделе 2.4 “Расчет страховых взносов по дополнительному тарифу”. На основании полученных результатов специальной оценки они могут пересмотреть условия труда. В этом случае в данном подразделе указываются выплаты и начисленные страховые взносы по каждому классу и подклассу рабочих мест.

Ответственность за непроведение специальной оценки

С 2015 г. п. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность работодателя за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. Величина штрафа будет составлять: для должностных лиц – от 5 000 до 10 000 руб.; для лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица – от 5 000 до 10 000 руб.; для организаций – от 60 000 до 80 000 руб.

Вместо штрафа повторно провинившихся должностных лиц смогут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет, а деятельность ИП и организаций приостановить на срок до девяноста суток.

Если же на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. Если вина будет доказана, руководителя привлекут к уголовной ответственности по ст. 143 УК РФ, которая подразумевает наказание в виде штрафа в размере до 400 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода за период до восемнадцати месяцев. Есть и другой вариант наказания – исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на срок до одного года. В случае смерти сотрудника руководителя могут лишить свободы либо направить на принудительные работы на срок до четырех лет. А в случае смерти двух и более сотрудников руководителю грозит лишение свободы или принудительные работы на срок до пяти лет.

Ответственность специализированной организации и эксперта за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда устанавливается ст. 14.54 КоАП РФ.

 Литература

1. Уголовный кодекс Российской Федерации

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

3. Трудовой кодекс Российской Федерации

4. О специальной оценке условий труда: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ

5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ

 


* Приказом Минтруда России от 24.01.14 № 32н утверждены форма сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технические требования к нему, инструкция по заполнению бланка сертификата эксперта, порядок формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда.

**Приказом Минтруда России от 24.01.14 № 33н утверждены методика проведения специальной оценки условий труда, классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению.

***Приказом Минтруда России от 07.02.14 № 80н утверждены форма и порядок подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, порядок формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Источник: “Бухгалтерский учет”

P.S. Как вам статья? Советую получать свежие статьи на e-mail , чтобы не пропустить информацию о новых бесплатных видео уроках и конкурсах блога!